Украинский историко-фортификационный форум

relicfinder.info
Текущее время: 13 дек 2018, 5:44

Часовой пояс: UTC + 2 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 12 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: 8-й отдельный дивизион бронепоездов (1-го формирования)
СообщениеДобавлено: 02 апр 2013, 14:25 
Не в сети
Полковник
Полковник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 авг 2007, 19:37
Сообщения: 4312
Откуда: Город-герой Киев
Хотелось бы рассказать историю боевой деятельности 8-го отдельного дивизиона бронепоездов (1-го формирования). Почему именно этого дивизиона? Дело в том, что еще при написании книги «Бронепоезда 41-го. Юго-Западное направление» я долго думал, включать рассказ о нем в книгу, или нет. С одной стороны и временные рамки, да и география боевых действий, тематике книги соответствовали, а с другой, дивизион «пришел» с Кавказа, т.е. направление более южное, ну и упорядоченных данных о нем было мало.

Предвоенную историю дивизиона опускаем. Скажем только, что к началу ВОВ дивизион дислоцировался в СКВО – Северо-Кавказском Военном Округе, в городе Туапсе.
Состоял из трех бронепоездов: легкие №16 и №45, и тяжелый №21.
Командовал дивизионом подполковник Суханов Иван Андреевич.

Вот только в боях дивизион участвовал в совсем ином составе.
9 сентября 1941 года, при наметившемся прорыве немцев к Таганрогу и Ростову-на-Дону, на это направление с Кавказа был выслан 8-й ОДБП в составе лишь одного легкого бронепоезда №45. Легкий бронепоезд №16 еще летом убыл из дивизиона на Западный фронт, а тяжелый бронепоезд №21 оставили в Адлере для охраны побережья.

На ст. Марцево, куда прибыл штаб 8-го ОДБП и бронепоезд №45, в состав дивизиона были включены бронепоезд войск НКВД ПОЖДС №59 и бронепоезд №14, который был сформирован ВС СКВО и Ростовским облисполкомом, и построен, предположительно, на предприятиях Таганрога.

Бронепоезда №45 и №59 были стандартного типа легкого бронепоезда, т.е. бронепаровоз и две легкие бронеплощадки. На вооружении каждого бронепоезда 4 76-мм орудия, 12 пулеметов Максима, ЗПУ на тендере бронепаровоза.
Бронепоезд №14 мобилизационной постройки имел упрощенную конструкцию. В его составе был бронированный паровоз «Ов» с пулеметом ДА-2 на зенитном станке, и две полуоткрытые бронеплощадки, на каждой из которой стояло 2 120-мм миномета и 5 пулеметов Максима.

Бронепоездами командовали:
№14 – не установлено.
№45 – младший лейтенант Алекин или Аленкин (Личность не установлена. По имеющимся данным, погиб, но на 07.1942 в дивизионе числился заместителем по строевой части капитан В. И. Аленов – не один ли и тот же это человек? К этому вопросу еще вернемся).
№59 – капитан Харебава Апполон Давыдович (погиб).

_________________
Memento quia pulvis est...

Не стоит иметь дело с людьми, у которых слишком гибкая совесть.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: 8-й отдельный дивизион бронепоездов (1-го формирования)
СообщениеДобавлено: 02 апр 2013, 20:09 
Не в сети
Полковник
Полковник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 авг 2007, 19:37
Сообщения: 4312
Откуда: Город-герой Киев
Уже 14 октября 1941 года авиацией противника был разбит бронепоезд №14. Собственно, с его конструкцией и вооружением, он и не мог быть серьезным противником для танков и штурмовиков.
Информации об обстоятельствах гибели бронепоезда и о его личном составе практически нет, т.к. это был бронепоезд местной постройки и его команда, скорее всего, набиралась из железнодорожников и рабочих.

В ходе анализа данных в ОБД «Мемориал» я нашел информацию лишь о таких людях с бронепоезда:
1. Младший лейтенант Коровкин Степан Васильевич, 1915 г.р., командир бронеплощадки бронепоезда №14 (В другом приказе указан 14-го отдельный дивизион бронепоездов, но это не верно, т.к. 14-й ОДБП сформирован только в 1943 году. В донесении о потерях указан командиром взвода разведки 214-го ЛАП – возможно первичное место службы), письменная связь прекратилась в октябре 1941 года, жена проживала в Ростове-на-Дону, учтен ПБВ.
2. Красноармеец Бутенко Василий Иванович, 1905 г.р., призван Таганрогским ГВК 22.07.1941, боец бронепоезда №14 г. Ростов, письменная связь прекратилась 2.10.1941, учтен ПБВ.
3. Сержант Овчинников Петр Николаевич, 1917 г.р., призван Таганрогским ГВК 22.06(07).1941, машинист бронепоезда №14 (мать в анкете указала «водитель бронепоезда»), письменная связь прекратилась с августа 1941, учтен ПБВ.
4. Сержант Осинягов Александр Николаевич, 1912 г.р., призван Ленинским РВК г. Ростова-на-Дону, командир отделения станковых пулеметов бронепоезда №14, осужден ВТ (статья не известна) 11.02.1942 к ВМН.
5. Сержант Романов Василий Васильевич, 1915 г.р., призван Таганрогским ГВК 11.09.1941, командир отряда (так в документе) бронепоезда №14, письменная связь прекратилась 25.09.1941, учтен ПБВ.
6. Красноармеец Соловьев Сергей Семенович, 1909 г.р., призван Таганрогским ГВК 24.07.1941, стрелок бронепоезда №14, письменная связь прекратилась с августа 1941, изначально учтен ПБВ 03.1943, но затем, по донесению иной части, переучтен ПБВ 05.07.1942 у х. Волошин в должности шофера.

Как видим (я выделил подчеркиванием) четыре человека из перечисленных были призваны Таганрогским городским военкоматом, еще один в Ростове-на-Дону, и еще у одного в Ростове-на-Дону проживала жена.

_________________
Memento quia pulvis est...

Не стоит иметь дело с людьми, у которых слишком гибкая совесть.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: 8-й отдельный дивизион бронепоездов (1-го формирования)
СообщениеДобавлено: 03 апр 2013, 7:27 
Не в сети
Полковник
Полковник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 авг 2007, 19:37
Сообщения: 4312
Откуда: Город-герой Киев
Несколько фрагментов из боевых документов, которые, к сожалению, содержат мало разрозненной информации о бронепоездах.

Справка №246
О положении частей Таганрогского боевого участка по состоянию к утру 14.10.41 г.


…К 4:00 14.10 противнику удалось форсировать р. Миус и подойти к выс. 83,0 (2 км вост. Николаевка), угрожая ударом на Николаевка с востока и к ст. Кошкино.
Для уничтожения прорвавшегося противника и воспрещения выхода его к ст. Бессергеновка и пос. Северный, выдвинуты истребительные отряды до 600 чел., усиленные 3 орудиями ПТО, 6 станковых пулеметов, 41 ручной пулемет и 5 минометов.
На перегоне ст. Кошкино – ст. Марцево курсируют три бронепоезда.

ЦАМО, ф. 228, оп. 701, д. 224, л. 293


Справка №256 о положении Таганрогского боевого участка

...С утра 15.10 противник форсировав р. Миус овладел Троицкое и с 11:00 силами до одного ПП повел наступление на ст. Кошкино.
Вводом резервов, во взаимодействии с авиацией, противник отброшен к Троицкое.

На участке ст. Кошкино, ст. Марцево действуют три бронепоезда.

ЦАМО, ф. 228, оп. 701, д. 224, л. 307

Станция Марцево находится в черте города Таганрога. Станция Кошкино, которую вернее называть остановочным пунктом или переездом, севернее Таганрога, и восточнее сел Троицкое и Кошкино. Расстояние от ст. Марцево до остановочного пункта Кошкино около 8,3 км. Расстояние от Троицкого до о.п. Кошкино около 3,7 км.

Интересно, что в справке за 15.10 все еще указано три бронепоезда, хотя бронепоезд №14 к этому времени уже был потерян. Информация в подобные сводки попадала зачастую с большой задержкой.

_________________
Memento quia pulvis est...

Не стоит иметь дело с людьми, у которых слишком гибкая совесть.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: 8-й отдельный дивизион бронепоездов (1-го формирования)
СообщениеДобавлено: 04 апр 2013, 10:19 
Не в сети
Полковник
Полковник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 авг 2007, 19:37
Сообщения: 4312
Откуда: Город-герой Киев
Боевое донесение №ОП/11 к 9:30 16.10.41 Штаба Таганрогской группы войск

31 СД с 8:00 приступила к восстановлению положения на участке иск. Покровское – Николаевка, где противник в течение ночи вышел на рубеж западный фас ж.д. Покровская – 43,8 – 83,0.
Помощь дивизии направлено 8 ГМП (прим.: полк установок залпового огня БМ-13), Рост. пех. училище, на правый фланг выброшен кавполк 66 КД и кроме этого на подходе к дивизии два легких бронепоезда.


ЦАМО, ф. 228, оп. 701, д. 90, л. 237, 238.


Как видим, к утру 16 октября бронепоездов уже два, т.е. информация о гибели бронепоезда №14 уже штабом получена и учтена.


Выписки из журнала боевых действий Южного фронта

Противник к 6:00 16.10 овладел Покровское и продвигался вдоль ж.д. к ст. Марцево.
На участке Покровское, Троицкое действовала дивизия СС неустановленной нумерации (прим.: дивизия СС "Лейбштандарт Адольф Гитлер"). В р-не Николаевка, Отрадный, Натальевка скопление танков неустановленной численности.

Днем 17.10 части 9 А вели ожесточенные бои с противником севернее Таганрог и отходили на новые рубежи. Противник главные усилия направлял против 31 СД и к исходу дня, овладев разъездом Кошкино, вышел в район Самбек.

ЦАМО, ф. 228, оп. 701, д. 234, выдержки


Оперсводка №0194 к 8:00 17.10.41 Штарм 9


д) 31 СД с РПУ, минометной ротой, 33 МП НКВД в течение дня 16.10 вела напряженный бой с наступающим противником силою до ПД на рубеже от южной окраины Покровское и далее по линии ж.д. до южной окраины Николаевка. 33 МП действовал в р-не Лакедемоновка. Его положение к утру 17.10 выясняется. Приказом командующего группой, дивизии с 8 ГМП, 1/17 КАП РПУ, 8 БЕПО (прим.: 8-й отдельный дивизион бронепоездов), 33 МП поставлена задача с утра 17.10 овладеть Троицкое, Николаевка и выйдя к левому берегу р. Миус, перейти к обороне, прикрывая Таганрог, Ростовское направление. Штадив – Самбек.

ЦАМО, ф. 228, оп. 701, д. 90, л. 123, 124.

_________________
Memento quia pulvis est...

Не стоит иметь дело с людьми, у которых слишком гибкая совесть.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: 8-й отдельный дивизион бронепоездов (1-го формирования)
СообщениеДобавлено: 11 апр 2013, 15:41 
Не в сети
Полковник
Полковник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 авг 2007, 19:37
Сообщения: 4312
Откуда: Город-герой Киев
Из литературы:
На здании вокзала станции Таганрог-Пассажирский установлена мемориальная доска. Из надписи на ней мы узнаем, что 14–17 октября 1941 года на участке Марцево — блокпост 694, обороняя Таганрог, приняли последний бой бойцы бронепоездов №14, 45 и 59. Все они входили в состав 8-го ОДБП под командованием подполковника И. А. Суханова.
Проявив мужество в схватке с многократно превосходящими силами врага, нанеся ему большие потери, погибли комиссар дивизиона старший политрук Тюфяев , командир бронепоезда №45 младший лейтенант Аленкин, командир 2-й бронеплощадки младший лейтенант Довгалев.
На станции Морская на острие танкового удара находился бронепоезд №59 под командованием капитана А. Д. Харебавы. Командир взвода разведки лейтенант Гринчук доложил капитану А. Д. Харебаве: «Вижу на подходе 18 танков, около 30 автомашин с пехотой и колонну мотоциклистов, примерно 200 машин». И услышал: «Полный вперед!» «Есть полный вперед!» — повторил команду помощник машиниста Г. А. Шеляг. Бронепоезд, вырвавшись из-за поворота, встретился с вражеской техникой. «По танкам — бронебойным, по пехоте шрапнелью — беглый огонь!» — одна за другой зазвучали команды А. Д. Харебавы. Артиллерийские расчеты действовали слаженно. Загорелись вражеские танки и грузовые автомобили, по полю рассыпались поврежденные мотоциклы. Пулеметные очереди неслись вслед убегающим гитлеровцам. За пять минут было подбито десять танков и самоходных установок.
Враг продолжал напирать, подбрасывая свежие силы. Гитлеровцы повели массированный обстрел движущейся стальной крепости. Был поврежден путь отхода, и бронепоезд оказался в окружении. Десять вражеских самолетов было брошено против героического экипажа. Кольцо стало сжиматься. Огонь фашистов становился интенсивнее. Командир бронепоезда капитан А. Д. Харебава и комиссар политрук Гавриленко приняли твердое решение: стоять до последнего.
Окруженный бронепоезд продолжал сражаться. Под бомбовыми ударами вражеской авиации, уходя от попаданий, он не прекращал вести огонь. По броне беспрерывно стучали осколки, оставляли на ней свой след снаряды. Командир орудия старший сержант С. Лисицын занял место раненого наводчика и посылал по немецким танкам снаряд за снарядом. У пулеметчика М. Сигала в кожухе «максима» закипала вода, и все же он заставлял пулемет косить рвавшихся к бронепоезду немецких солдат. Помощник машиниста старший сержант Г. Шеляг встал за реверс вместо убитого машиниста бронепаровоза.
Взрывы бомб повалили набок паровоз и вторую бронеплощадку. Среди погибших был капитан А. Д. Харебава. Бойцы вели теперь огонь по вражеской пехоте из единственного уцелевшего зенитного пулемета. И сколько немецких солдат сложили тут головы, сказать даже трудно. Но фашистские летчики вскоре довершили разрушение бронепоезда. Автоматчики, прорвавшись к железной дороге, расстреляли раненых, контуженных, оглушенных взрывами бойцов бронепоезда. Расправлялись даже с мертвыми. Из экипажа бронепоезда №59 в том бою осталось в живых только шестеро: С. Лисицын, Г. Шеляг, Г. Сокол, М. Сигал, М. Карагод, Н. Шкарейчук. Прошли годы. Пионеры Таганрогской школы №31 разыскали братскую могилу павших бойцов, установили мемориальную доску.



Как говорится, много геройства, но мало конкретики. Вообще нет информации о бронепоезде №45 и его, хотя бы, командном составе. Сугубо литературное описание по бронепоезду №59.

Сделаем пару уточнений по персоналиям...
Капитан Харебава Апполон Давыдович - командир бронепоезда №59, погиб.
Старший политрук Тюфяев Иван Иванович - военный комиссар 8-го ОДБП, погиб (но, в документах о потерях, указано, что погиб в ноябре 1941).
Младший лейтенант Довгалев Иван Сергеевич - командир бронеплощадки бронепоезда №45, на самом деле не погиб. 17 октября 1941 года ранен в обе ноги, в руку и в спину. Прошел проверку в Абинском лагере НКВД, как вышедший с территории занятой противником. Старший лейтенант, неоднократно награжден.

_________________
Memento quia pulvis est...

Не стоит иметь дело с людьми, у которых слишком гибкая совесть.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: 8-й отдельный дивизион бронепоездов (1-го формирования)
СообщениеДобавлено: 15 апр 2013, 14:36 
Не в сети
Полковник
Полковник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 авг 2007, 19:37
Сообщения: 4312
Откуда: Город-герой Киев
Откровенно говоря, действия бронепоездов под Таганрогом в октябре 1941 года освещены весьма скудно, к тому же имеется много противоречий и неточностей.

Так, иногда озвучивается версия, что в 59-м полку НКВД на начало ВОВ вообще не существовало своего бронепоезда, а он прибыл в полк уже после начала ВОВ из 63-го полка НКВД с Дальнего востока.
Эта версия ошибочна, т.к. в 59-м полку НКВД свой бронепоезд на 22.06.1941 был, базировался на ст. Тихорецкая (г. Тихорецк), и это подтверждено документами.

Уточняющая информация по некоторым членам команды бронепоезда НКВД №59, включенным в общий список потерь бронепоезда. В этом общем списке числится вся команда бронепоезда - все 65 человек!
Командир орудия 59-го БЕПО НКВД с-т Грибанов Михаил Иванович, пропал без вести во время боя в Таганроге 17.10.1941. Призван в 1940 году. Письменная связь прекратилась 18.08.1941, адрес: г. Тихорецк, в/ч МВД, п/я 1.

Орудийный номер 59-го БЕПО НКВД ефрейтор Донец Антон Аврамович, пропал без вести во время боя в Таганроге 17.10.1941. Призван в сентябре 1939 года. Проходил службу в г. Тихорецк, п/я 1.

Станковый пулеметчик (наводчик) 59-го БЕПО НКВД кр-ц Чабаненко Алексей Федорович, пропал без вести во время боя в Таганроге 17.10.1941. Из уточняющего донесения: "На основании свидетельских показаний служил в Кр. Армии с 1939 г. в войсках НКВД г. Армавир, 59 ж.д. полк НКВД, наводчиком на бронепоезде. Бронепоезд был разбит в боях за г. Таганрог а октябре 1942 (ошибка - правильно 1941), где погиб и в/служ. Чабаненко А.Ф.".

Данные уточняющие донесения подтверждают и факт наличия бронепоезда в 59-м полку НКВД, как до войны, так и вначале войны.

В одном из источников, грешащем, впрочем, лозунгами "о руководящей роли партии", озвучена иная версия, которая заключается в том, что под Таганрогом 17.10.1941 погибли одновременно и бронепоезд 59-го полка НКВД, и бронепоезд 63-го полка НКВД. Но и эта версия не верна.

Не все ясно и с бронепоездом №45. Дело в том, что по ряду источников, его команда, после потери бронепоезда, вышла в Ростов-на-Дону, где получила новую материальную часть (возможно, местной постройки), и вновь вступила в бои на уже новом бронепоезде со все тем же номером 45.

Ну и добавил "информационной путаницы" в освещение действий бронепоездов под Таганрогом в октябре 1941 года тот факт, что сюда был переброшен в полном составе и 7-й отдельный дивизион бронепоездов.

_________________
Memento quia pulvis est...

Не стоит иметь дело с людьми, у которых слишком гибкая совесть.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: 8-й отдельный дивизион бронепоездов (1-го формирования)
СообщениеДобавлено: 25 апр 2013, 7:48 
Не в сети
Полковник
Полковник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 авг 2007, 19:37
Сообщения: 4312
Откуда: Город-герой Киев
Тем не менее, вернемся к 8-му ОДБП, и событиям 17 октября 1941 года.
В немецкоязычной серии "Портрет солдата" мне удалось найти заметку "Альберт Фрей: гренадер на всех фронтах", в которой упоминались и уничтоженные под Таганрогом бронепоезда. Что интересно, в этой заметке напрочь отсутствуют упоминания о том, что советские бронепоезда вели борьбу с большим количеством немецких танков, и подвергались жестокой бомбардировке. Напротив, указывается, что бой с бронепоездами, которые, впрочем, оказывали ожесточенное сопротивление, вел только 3-й батальон дивизии СС "Лейбштандарт АГ".

Перевод этого фрагмента (за перевод спасибо Диме Муравову):
С 30 сентября и по 7 октября 1941 г. "Лейбштандарт" был самой гуще битвы у Азовского моря.
После того как командира 3-го батальона штурмбанфюрера СС Щайдехаупта тяжело ранило на мине, командование 3-м батальоном принял 4 октября Фрей. В качестве комбата он сыграл важную роль в захвате и обороне плацдарма на р. Миус в 15 км севернее Таганрога.
17 октября Фрей со своим батальоном после сосредоточения начал атаку на Таганрог. В безудержном порыве батальон захватил 3 советские батареи и в ближнем бою прорвал вражеские полевые позиции на окраине города. Около 11 часов первые стрелки его батальона пересекли ж/д линию, ведущую на Ростов. В этот момент со стороны центра города [Таганрога] приблизился локомотив с несколькими вагонами. Поблизости от Фрея находилось лишь одно 3,7-см ПТО, расчету которого он приказал открыть огонь. Локомотив был уже в 20 метрах, когда осколочный снаряд покинул ствол [ПТО]. Оказалось, что состав - это бронепоезд, который [все-таки] удалось остановить. Но времени не оставалось. Приближался второй БЕПО. И в этот раз ПТО смогло остановить подходящий локомотив. Потом оба БЕПО открыли огонь из своих орудий, зениток и пулеметов, установленных на вращающихся башнях, по порядкам 3-го батальона по обе стороны железнодорожной насыпи. В ходе 5-часового боя, ожесточенность которого не была [нам] известна ранее, личному составу 3-го батальона, понеся высокие потери, удалось полностью уничтожить оба БЕПО, подавить огонь, ведущейся из промзоны неподалеку, и захватить Таганрог. За это Альберт Фрей получил 17 октября Немецкий Крест в золоте.

_________________
Memento quia pulvis est...

Не стоит иметь дело с людьми, у которых слишком гибкая совесть.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: 8-й отдельный дивизион бронепоездов (1-го формирования)
СообщениеДобавлено: 25 апр 2013, 9:24 
Не в сети
Полковник
Полковник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 авг 2007, 19:37
Сообщения: 4312
Откуда: Город-герой Киев
И несколько послевоенных свидетельских показаний о судьбе одного из бойцов 45-го бронепоезда 8-го ОДБП. Из показаний хорошо прослеживается предвоенный путь бронепоезда.
Прим.: сохранен текст оригинала, вплоть до ошибок, - особенно страдала пунктуация.

Протокол
опроса свидетеля Такальчик Леона Семеновича


Мною старшим офицером Полоцкого ОГВК гв. капитаном Маниным И.И. опрошен гр-н Такачьчик Леон Семенович, 1904 года рождения, уроженец дер. Бекачи, Дерновичского с/совета, Дрисенского района, Витебской области, белорус, беспартийный, образование 3 класса. В настоящее время проживает в г. Полоцке, Вийринское шоссе, 13а, работает старшим поваром при в/ч 33740.
Опрос произведен на предмет дачи свидетельских показаний о прохождении службы в Советской Армии гражданином Грижневич (прим.: в сопроводительном письме, и в ОБД «Мемориал» - Гришневич) Григорием Васильевичем, 1919 года рождения.
За дачу ложных показаний по ст. 136 УК БССР предупрежден /подпись/
Документ удостоверяющий личность – паспорт серия XVII-НУ №542723 выданный 1-м отделением милиции гор. Полоцк, Витебской области 7 декабря 1951года.
Грижневича Григория Васильевича я знаю с детства по совместному жительству. Я до 1926 года проживал в дер. Бекачи, Дерновичского с/совета, Дрисенского района, а он проживал со своими родителями в дер. Ульяново – в одном километре от нас. С 1926 по 1939 год я служил в Советской Армии в г. Полоцк на 8-м отдельном бронепоезде (прим.: правильно – в Красной Армии, в 8-м отдельном дивизионе бронепоездов), а Грижневич Г. В. проживал по месту рождения и работал на шоссейной дороге. В 1939 году я с бронепоездом уехал в Финляндию, весной 1940 года мы возвратились из Финляндии и в г. Брянске я встретил Грижневича, но точно сказать не могу их к нам на бронепоезд дали в пополнение или же нас на их бронепоезд. Из Брянска, примерно через двое суток мы с Грижневичем выехали в город Туапсе, где и проходили службу на 8-м отдельном бронепоезде (прим.: правильно – в 8-м отдельном дивизионе бронепоездов) до начала Великой Отечественной войны. В начале Отечественной войны, в каком месяце точно не помню, Грижневичу было присвоено звание сержанта и был принят в кандидаты партии. Из г. Туапсе мы выехали в гор. Ростов, где и вступили в бой. Сам не видел, но сказали товарищи, что Грижневич был убит. О чем может подтвердить бывший командир взвода бронепоезда тов. Казакевич.

С моих слов записано верно и мне прочитано:
/подпись/

Опрос произвел:
Старший офицер Полоцкого ОГВК
гв. капитан /подпись/ (Манин)

/печать/

4 января 1957 года


Протокол
опроса свидетеля Казакевич Николая Семеновича


Мною старшим офицером Полоцкого ОГВК гв. капитаном Маниным опрошен гр-н Казакевич Николай Семенович, 1909 года рождения, уроженец д. Мамонкино, Пустошинского района, Великолукской области, русский, член КПСС, образование среднее. В настоящее время проживает в г. Полоцке по ул. Полевая, 7а, работает начальником отдела кадров Полоцкой дистанции зданий и сооружений Калининской железной дороги.
Опрос произведен на предмет дачи свидетельских показаний о прохождении службы в Советской Армии гражданином Грижневич (прим.: в сопроводительном письме, и в ОБД «Мемориал» - Гришневич) Григорием Васильевичем, 1919 г.р.
За дачу ложных показаний по ст. 136 УК БССР предупрежден /подпись/

Гр-на Грижневич Григория Васильевича я знаю с апреля месяца 1940 года по совместной службе. Я был заместителем командира 45-го бронепоезда 8-го отдельного дивизиона бронепоездов, а Грижневич был на бронепоезде №45 пулеметчиком. До мая месяца 1940 г. находились на ст. Териоки на Карельском перешейке, входили в состав Ленинградского военного округа. В мае месяце 1940 года 8-й отдельный дивизион согласно приказа Наркома был передислоцирован в гор. Туапсе, Северо-Кавказского военного округа, где и находился до начала Великой Отечественной войны. В августе месяце Грижневичу было присвоено звание сержанта, а в конце сентября 1941 года он был принят кандидатом в чл. партии. В начале октября 1941 года в г. Туапсе 8-й дивизион был поднят по тревоге и выехал в гор. Ростов в распоряжение командующего 56 армии. В начале октября 1941 года я был назначен командиром 21-го тяжелого бронепоезда того же 8-го отдельного дивизиона бронепоездов. Примерно 15 или 16 октября 1941 г. бронепоезд №45 на котором проходил службу Грижневич получил задачу и выехал на ст. Марцево за гор. Таганрог, где и был разбит немцами. Часть личного состава вышла, от которых было известно, что погиб командир и комиссар 45-го бронепоезда, там же погиб и сержант Грижневич Григорий Васильевич.

С моих слов записано верно и мне прочитано:
подполковник запаса /подпись/ (Казакевич)

Опрос произвел:
Старший офицер Полоцкого ОГВК
гв. капитан /подпись/ (Манин)

/печать/

5 января 1957 года

_________________
Memento quia pulvis est...

Не стоит иметь дело с людьми, у которых слишком гибкая совесть.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: 8-й отдельный дивизион бронепоездов (1-го формирования)
СообщениеДобавлено: 26 апр 2013, 10:20 
Не в сети
Полковник
Полковник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 авг 2007, 19:37
Сообщения: 4312
Откуда: Город-герой Киев
Несколько справок, выданных 8-м ОДБП в довоенное время. Как видно из них, в дивизионе какой-то период времени не было постоянного начальника штаба, - его должность исполняли различные офицеры.

Изображение

Изображение

_________________
Memento quia pulvis est...

Не стоит иметь дело с людьми, у которых слишком гибкая совесть.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: 8-й отдельный дивизион бронепоездов (1-го формирования)
СообщениеДобавлено: 30 апр 2013, 9:43 
Не в сети
Полковник
Полковник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 авг 2007, 19:37
Сообщения: 4312
Откуда: Город-герой Киев
Несколько фотографий разбитого советского бронепоезда, атрибутированные фотографом как "Таганрог".
Изображение

Изображение

Изображение

_________________
Memento quia pulvis est...

Не стоит иметь дело с людьми, у которых слишком гибкая совесть.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: 8-й отдельный дивизион бронепоездов (1-го формирования)
СообщениеДобавлено: 13 май 2013, 10:05 
Не в сети
Полковник
Полковник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 авг 2007, 19:37
Сообщения: 4312
Откуда: Город-герой Киев
Оперсводка №0199 к 20:00 19.10.41 Штарм 9

Скопление пехоты неустановленного количества отмечалось в Самбек и скопление танков на ст. Морская. По непроверенным данным Таганрог занят противником.

31 СД с бронепоездами, 1/17 ЗАП КАП, продолжая сбор подразделений дивизии, занимает рубеж: 177 СП двух батальонного состава выс. 99,0, (иск.) х. Халыба; 75 СП – х. Халыба, Морской Чулек. Оба полка ни ручных, ни станковых пулеметов, ни минометов на вооружении не имеют. 248 СП в р-н обороны не прибыл и о его составе ничего не известно. Приняты меры к розыску…

ЦАМО, ф. 228, оп. 701, д. 90, л. 131, 132


Справка №306 о положении частей 9 А к утру 20.10.41

31 СД, бронепоезда, 1/17 КАП к исходу дня продолжала приводить части в порядок. Двумя батальонами 177 СП заняла рубеж обороны Водяной, Морской Чулек. 248 СП в район обороны не прибыл. В полках отсутствует вооружение – минометы, станковые пулеметы, ручные гранаты. Штадив по непроверенным данным из р-на Веселое под воздействием проникшей группы танков противника перешел в другое место.
Группа бронепоездов 19.10 находилась на ст. Недвиговка. Три бронепоезда вышли из строя...

ЦАМО, ф. 228, оп. 701, д. 224, л. 364


Из журнала БД Южного фронта

Точных данных о положении 31 СД не поступало. Предположительно, 31 СД к исходу 19.10 занимала двумя сб рубеж Водяной, Морской Чулек, продолжая собирать и приводить в порядок остальные части. Дивизия имеет значительные потери в вооружении.
Группа бронепоездов 19.10 находилась на ст. Недвиговка. Три бронепоезда вышли из строя. К утру 20.10 новых данных о положении частей 9 А не поступало.


ЦАМО, ф. 228, оп. 701, д. 234


Прим.: в числе указанных трех, вышедших из строя, бронепоездов, скорее всего, учтен и бронепоезд №27 7-го ОДБП.

_________________
Memento quia pulvis est...

Не стоит иметь дело с людьми, у которых слишком гибкая совесть.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: 8-й отдельный дивизион бронепоездов (1-го формирования)
СообщениеДобавлено: 02 фев 2017, 10:36 
Не в сети
Призывник

Зарегистрирован: 27 янв 2017, 9:05
Сообщения: 1
спасибо огромное тому кто это писал и собирал на основании этой работы я буду учреждать https://plus.google.com/u/0/communities ... 9867825039 у меня дача в этих местах, вдоль ж.д. до сих пор сохранились окопы вырытые немцами-танкистамиhttps://my.mail.ru/bk/ne.fakt/video/3/15.html которые отбивали атаки Бронепоездов, а у симафора на ж.д п.л 1295 км. (40 км. до Ростова на Дону) я нашел колено от паровоза как раз в том месте где указано в вашей работе и кучу всяких мелочей типа куски рельсов снаряды... когда прекратится вакханалия на донбассе буду рад вас принимать как дорогих гостей-учредителей комплекса "Морская-1295км." если есть что нового не вошедшее в пост прошу поделится, с внимание слежу за этим, теперь вот присоединился к форуму


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 12 ] 

Часовой пояс: UTC + 2 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
free counters