Украинский историко-фортификационный форум

relicfinder.info
Текущее время: 22 фев 2019, 18:30

Часовой пояс: UTC + 2 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Дрогобыч. Василианский монастырь Св. Апостолов Петра и Павла
СообщениеДобавлено: 12 фев 2015, 18:10 
Не в сети
Младший лейтенант
Младший лейтенант

Зарегистрирован: 11 сен 2013, 13:30
Сообщения: 254
Этот монастырь в Дрогобыче, причисляют к значимым духовных центров этого региона. Это также один из самых роскошных образцов сакральной архитектуры края и государства в целом. Кроме массивного каменного храма, здесь расположено несколько монастырских сооружений.
Изображение
<lj-cut text=“+22”>
В исторической ретроспективе монастырь в Дрогобыче намного моложе по сравнению с другими василианскими обителями в львовском регионе. К середине XVIII в. на территории нынешнего Дрогобычского района действовали монашеские василианские ячейки в селах Дережичи, Лишня, Летня, Унятичах, Лужке Нижнем и др., которые, по утверждению исследователя о.Михаила Ваврика, в тесном соседстве с Самборскими монастырями «густой сетью покрывали весь Надднестрянский пояс». Монастырь в Дережичах возник в начале XVI в. и имел титул архимандрии и был заметным центром для местной шляхты, которая на протяжении XVII в. боролась за греко-католическую кафедру в Перемышле. Другая обитель в Дережичах получила право от короля Ивана Собеского варить соль на почвах под самым Дрогобычем. Большинство из них, новая австрийская власть, после первого раздела Польши в 1772 году, ликвидировала («йосифинська касата»), но вскоре за ее разрешением была основана самая молодая Василианская обитель на задвирнянському пригороде в Дрогобыче.

Об учреждении Дрогобычского монастыря о. М. Ваврик в своем исследовании «По василианских манастирях» пишет: «Якраз тоді, коли в урядових канцеляріях списувано смертельні присуди на найславніші наші манастирі новозанятої Галичини без огляду на їх найсвітлішу діяльність та багатовікову традицію, надворний декрет із 31 грудня 1774 року відкрив у Дрогобичі новий василіянський осередок на пропозицію тодішнього протоігумена Онуфрія Братковського в заміну за касату трьох сусідніх манастирців у Ліпші, Летні й Дережичах».

Изображение

Однако австрийская императрица Мария-Терезия потребовала, что если общее количество монахов будут увеличивать, то кельи монахи должны строить за свой счет. Приняв такое требование, василиане купили в передмищанина Василия Ортинского большой кусок поля и взялись за работу, а всеми работами руководил первый игумен монастыря о. Гликерия Дубицкий.

В 1777 году появились монастырь и церковь св. верховных апостолов Петра и Павла, но, по утверждениям исследователей, сегодня неизвестно, как выглядела тогдашняя Дрогобычский святыня.

Изображение

В 1790 году монахам-василианам отдали в пользование нынешнюю церковь св. Троицы в Дрогобыче, которая была предназначена для горожан с ликвидированного римо-католического монастыря монахов-кармелитов. Кроме этого, все близлежащие церкви у Дрогобыча и Лишнянский Монастырек отошли в духовную юрисдикцию местных василиан. Экс-кармелитский монастырский дом при Святотроицкий церкви, где в начале XIX в. действовал магистрат, стал своеобразным временным прибежище для монахов знаменитого города, которые потеряли свою первоначальную постройку.

Изображение

Деревянные помещения монастыря с 1777 года могли бы сохраниться, если бы в 1825 году двое ребят, которые питались в трапезной, а не подожгли здания, они сгорели дотла. Уцелели только алтарь и несколько икон. Благодаря усилиям игумена о. Иосафата Качановского австрийская власть позволила построить новый каменный храм и монастырь. Надкупольный крест с 1828 года свидетельствует о том, что это дело не затянулась на долгие годы. Церковь была посвящена в день св. свщмуч. Иосафата в 1831 году.

Изображение

Для сохранения памяти об этом событии храм cв. верховных апостолов Петра и Павла имеет еще дополнительное название «священномученика Иосафата».

Отдельной страницей в истории Дрогобычской василианской обители в конце XVIII-первой половины XIX в. является школьное образование. Рядом с новообразованным монастырем основано гимназию с студиями по философии и начальную школу, но, в результате правительственной реформы, она была ликвидирована. Однако же школу повысили до уровня «главной окружной» с языком обучения - на немецком, а рядом действовал «русская питомник» в первой трети XIX в. Главная школа занимала нижний этаж бывшего «кармелитского дома», а все расходы на ее содержание шли частично из казны города и монастырского бюджета, несмотря на то, что часть посилостей в ликвидированных монашеских ячейках Дрогобычского была отобрана у монахов, в том числе монахи уже не варили соль в Лужках. Даже при появлении других школ в Дрогобыче Василианская школа была заполнена учениками, а их количество достигало трехсот человек, большинство из которых составляли Украинцы.

Исследователь П. Шкрабьюк отмечает, что между образовательными центрами Ордена в Дрогобыче и Лаврове существовал взаимообмен, например, квалифицированный учитель Марьян Максимович преподавал одновременно в обеих школах при монастырях, а лавровская благодаря его стараниям была возведена к высшему уровню преподавания. Кроме сходства программ, в Дрогобычской и Лавровской школах были и одинаковые методы воспитания, о чем и написал один из самых крупнейших мыслителей Украины.

Изображение

Единственный монастырь в Галиции - дрогобычский - имеет литературную историю, ведь здесь в 1865-1867 гг. в начальных классах учился известный украинский писатель, общественный деятель Иван Франко, который, кстати, был отмечен высшей похвалой в т. н. Золотой Книге лучших учеников. Именно он стал автором рассказа «Малый Мирон», где описал драматические сюжеты своей школьной жизни. Самих дрогобычских монахов касается только обширный очерк «Отец-юморист», в котором описана резкими красками несимпатичная лицо учителя в. Телесницького, а уже только небольшими штрихами накидано портрет любимого катехита в. Красицкого. Михаил Ваврик считает этот очерк по дрогобычских василиан однобоким, что связано с детскими переживаниями Франко .

Кроме И.Франко, учениками василианской школы в Дрогобыче были первый греко-католический епископ в Канаде Сотер Ортынский, ЧСВВ, еще один владыка УГКЦ в этой же стране Василий Ладыка, ЧСВВ, многолетний игумен Креховский монастырь Емилиян Коссак, ЧСВВ.

Изображение

Они учились уже после Добромильской реформы конца XIX в., Когда дрогобычские василиане оказались в центре общественных и экономических изменений края. Как пишет М.Ваврик, изменился «здешний тихий Прикарпатья пейзаж ... сплелись всевластным ужом-давуном на душе батрацкой массы.». В недалеком городе Бориславе появились первые шахты, на эти территории хлынула разнородная масса работников. Украинцы стали дешевой рабочей силой и тяжело работали на владельцев-иностранцев, о чем и писал Франко.

Изображение

Не оставляя руководство в монастырской школе до Первой мировой войны, преобразованная василиане в начале XX в. активизировались на пастырской деятельности и попытались оживить религиозную жизнь своего десятитысячного прихода с помощью миссий, духовных упражнений (реколекций), основывая церковные организации, распространяя религиозную литературу Жовкивской василианской типографии.

Изображение

Дрогобычский монастырь для других крупных обителей Галичины (до первого прихода коммунистов в 1939 г..) стал образцом современной приходской работы и имел под монашеской управой рекордное на тот момент число церквей: семь в самом Дрогобыче и еще одну в Лишнянский Монастырке. Это три деревянные храмы - св. Юрия, и по сей день считается сакральным жемчужиной Дрогобыча (начало XVII в.); Честного Креста Господня (1671) и св. Параскевы Пятницы, а также три каменные церкви - Спасская (имела статус приходской в Стрыйском направлении), свв.Петра и Павла (монастырская, в тридцатые годы XX в. предназначена в основном для школьной молодежи) и Рождества Богородицы (служила для духовного труда с жителями Лишнянский пригород). М.Ваврик поэтически описывает их местонахождение: «Все те церкви вместе хорошим венчиком окружали Святотроицкий монастырь, что своим центральным положением в организации города предоставлял тон религиозно-церковной жизни украинского Дрогобыча, и чинно вкладывались в обширную работу дрогобычских василиян.». Святотроицкая святыня в центре города имела двухъярусный иконостас, разрисованный художником М. Сосенко (он творил иконостас тоже в львовской церкви св.Онуфрия), высокий амвон и необходимое оборудование, включая газововое отоплением зимой.

Изображение

Церковная ризница славилась драгоценными чашами и золототкаными фелонами (один из них стоил в то время четыре тысячи золотых). Внешне церковный дом в 1930-годах был хорошо выбеленный, а монастырь во внутреннем ракурсе - в основном перестроен и покрашен. Монастырь св. Троицы были еще в своей собственности и сад, который раньше был местом для развлечений местной детворы, и обведен высоким забором. По сути весь целый комплекс составлял, по свидетельству о.М.Ваврика, «правдивую украинскую крепость в самом польско-еврейском центре Дрогобыча.». Особенно это было заметно во время больших религиозных праздников и отпусков, когда площади города наполняли тысячи людей ...

Изображение

В связи с ремонтно-реставрационными работами помещения монастыря свв. апостолов Петра и Павла арендовала платная городская больница для горожан и прибывших из других городов. Позже монастырский дом снимали с целью проживания частные лица, в том числе среди них был политический и общественный деятель, председатель Дрогобычской «Просвиты», будущий президент УНР в изгнании Степан Витвицкий. На стене монастыря в честь открыли памятную таблицу.

Изображение

Обновленная Петропавловская церковь была освящена 4 декабря 1934 перемышльским владыкой Иосафатом Коциловского, ЧСВВ, будущим блаженным УГКЦ. Согласно некоторым исследователями, монахи заново восстановленного монастыря верховных апостолов занимались «господаркою»: земледелием, скотоводством, а также варили пиво. Несмотря на это не забывали и о миссионерской и культурно-образовательную работу. Очевидно, что «новая власть», которая пришла в сентябре 1939 года, основной удар направила против этого духовного и патриотического центра. Некоторых монахов репрессировали, а некоторых из монахов убили в застенки НКВД, которая находилась рядом с храмом. В этот период погибли иеромонахи Севериан Бараник, которым Сенькивский, Виталий Байрак, ЧСВВ, провозглашенные блаж. папой Иоанном Павлом II блаженными во время его визита в Украину 27 июня 2001 года. Отец Севериан был назначен на положение Дрогобычского игумена в 1932 году после его плодотворной пастырской-катехитичной и редакторской работы в Жовкве. В конце июня 1941г. среди тел убитых людей узнали мертвое тело о.С.Бараника, которое было варварски изуродовано. Место захоронения этого иеромонаха окончательно неизвестно, но по некоторым свидетельствам он был похоронен в общей могиле на дрогобычском кладбище по ул. Грушевского. Отец Яким Сенькивский, доктор богословия, реализовал себя в образовательной области ЧСВВ, основал «Евхаристическое Рыцарство» во Львове, имел большой проповеднический талант, а с 1939 года занимал должность Дрогобычского игумена. После ареста, его тело, к сожалению, не нашли. Опытный в миссионерском служении о.Виталий Байрак в июне 1941 заменил на игуменском положении о.Я.Сенькивського, активно продолжая пастырскую деятельность. Он был арестован после второго прихода советов в сентябре 1945 года, ему приписали «антисоветскую агитацию». После тяжелых побоев умер перед Пасхой в 1946 году. Похоронен на печально кладбище «Бригидки».

Изображение

Преподобномученники Дрогобычские стали особенно близкими для жителей края. Их мученическая смерть еще больше укрепила дальнейшую подпольную деятельность греко-католиков. Иеромонах М.Ваврик по поводу этих событий отмечает: «І з хвилиною їх арешту одиноким німим свідком їхньої невідомої долі остався по них священничий молитвословець у в'язничній одиночці, а з-поміж його розкритих сторінок випав на долівку дрібненький образочок. І стояло на ньому написане тремтячою рукою о. Платоніда Філяса, що в Дрогобичі закінчив своє велике життя (16. VI. 1930): “Прикро подумати, що нас мали б забути ті, котрих ми найбільше любили”...».

Изображение

Изображение

В 1944 году монастырская церковь была обустроена под застенок НКВД и пересылочную тюрьму для репрессированных лиц. До 1959 года на карте СССР была Дрогобычский область, а после ее ликвидации Петропавловский храм власти предоставили в пользование местному педагогическому университету. Застенок сменилась студенческий клуб для танцев и других развлечений. В помещении монастыря располагались научные лаборатории.

Изображение

Изображение

22 февраля 1990 дрогобычскую святыню конце вернули монахам-василианам. Первым игуменом монастыря был о. Лаврентий Ивасечко, ЧСВВ. Внутри и вокруг храма активно велись реставрационные работы, тогда было сделано роспись храма художником Всеволодом Луцивым и еще пятью львовскими художниками.

Изображение

Изображение

12 июля того же года в день храмового праздника впервые после насильственного закрытия во дворе храма отслужена св. Литургия, а в 1991 году возобновились регулярные богослужения. Официальное посвящение храма совершил 12 июля 1993 епископ Ивано-Франковский Софрон Дмитерко, ЧСВВ, активный деятель подпольной Церкви.

Изображение

В конце 2004 года игуменом василианского монастыря в Дрогобыче назначен о.Якова Яремчука, ЧСВВ. Он продолжает духовное обновление и реставрационные работы в монастырском комплексе, начатые предыдущим игуменом, придает Дрогобычской обители религиозно-художественного окраску. В храмовый праздник, 12 июля 2006 года, была освящена фигура-фонтан «Крещение Иисуса в Иордане», «Голгофа» (скульптор - Б. Гретчак), мозаика блаж. преподобномучеников Севериана, Якима и Виталия (художники - В. Змиевец и Т. Гавриш) и гробница Иисуса Христа. В следующем году в этот же день освящены мозаика верховных апостолов Петра и Павла, а также фигуры Христа и Богородицы на восстановленной колокольни.

Изображение

При монастыре действует приход свв. верховных апостолов Петра и Павла, которая насчитывает около 600 семей. Поют четыре церковных хора. Монахи Дрогобычского василианского монастыря стараются, кроме ежедневной пастырской работы, отвечать на духовные запросы местных жителей и гостей города. Поскольку здесь учится немало студентов, многие из них удовлетворяют свои религиозные потребности в монастырском храме, это довольно удобно, так как он расположен вблизи учебных корпусов и рядом с университетской библиотекой. Молодые люди имеют возможность не только молиться, но и участвовать в различных духовных мероприятиях, прощах.

Изображение

Изображение

Для тех путешественников, которые устали с дороги или для тех, кто слаб жизненной суетой, в теплое время года станет приятным отдых на территории монастыря, где на удобной скамейке можно созерцать религиозные скульптуры, мозаику, любоваться зелеными насаждениями вокруг храма. Особенно хорошо здесь вечером, когда монастырь, освещенный фонарями, привлекает взгляды прохожих и становится как бы символом вечного евангельского света.

И, на последок
Изображение

текст взят у http://risu.org.ua/ua/relig_tourism/rel ... ion/47732/

панорамный тур - http://church-peter-paul-lviv.virtual.ua/?lang=ru

местонахождение: Дрогобыч, ул. Стрыйская, 1.
https://www.google.com/maps/@49.3520618 ... a=!3m1!1e3


Источники и литература:

1. Ваврик М. По василианских манастирях. - Торонто, 1957.

2. Шкрабюк П. Меньший Чин василиан в национальной жизни Украины. - Львов: ВВП «Миссионер», 2005. - С.174-179.

3. Франко И. Заметки к автобиографии // Франко И. - Собр. произведений в 50 томах. - Т.39. - К., 1983. - С. 38.

4. Василиянский монастырь святых верховных апостолов Петра и Павла, г.. Дрогобыч [Электронный ресурс] // Сайт «Эз-реклама».

за большими картинками-переростоками, как всегда, ко мне -


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
 Заголовок сообщения: Re: Дрогобыч. Василианский монастырь Св. Апостолов Петра и П
СообщениеДобавлено: 15 фев 2015, 21:22 
Не в сети
Младший лейтенант
Младший лейтенант
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 02 окт 2009, 19:35
Сообщения: 364
Откуда: м.Кагарлик, Київська область
Блаженномученики - монахи ЧСВВ, жертви репресій

Изображение


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 

Часовой пояс: UTC + 2 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
free counters