Украинский историко-фортификационный форум

relicfinder.info
Текущее время: 16 дек 2018, 13:16

Часовой пояс: UTC + 2 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 39 ]  На страницу 1, 2  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Бомбардировщики Люфтваффе летом 1941 года на ЮЗФ
СообщениеДобавлено: 20 фев 2015, 11:03 
Не в сети
Полковник
Полковник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 авг 2007, 19:37
Сообщения: 4312
Откуда: Город-герой Киев
В декабре-январе, находясь дома на продолжительном больничном, продолжая прорабатывать материалы будущей книги о боях за Киев, решил разобраться с вопросом действий и потерь немецких бомбардировщиков летом 1941 года в полосе ЮЗФ. Вопрос весьма интересный, поскольку, если верить различным советским источникам, Люфтваффе каждый день теряло на ЮЗФ как минимум по десятку своих самолетов. Справедливо закрадывались сомнения.
Для работы были добыты послевоенные книги-хроники бомбардировочных эскадр, некий объем архивной информации, и перелопачена вся обнаруженная информация с англо- и немецко- язычных форумов.
Итак, начнем...

Состав бомбардировочной авиации Люфтваффе на 22.06.1941 в полосе ЮЗФ

Итак, бомбардировочная авиация Люфтваффе в полосе ЮЗФ… Сколько же их было?
Как известно, в Группу Армий «ЮГ» входили 6, 17, 11 армии и 1 танковая группа. Всю эту армаду поддерживал 4 воздушный флот, в составе которого, кроме наблюдательных, истребительных, транспортных авиачастей, было четыре бомбардировочных эскадры (Kampfgeschwader, сокращенно - KG), а именно KG 27, KG 51, KG 54 и KG 55. KG 27 из состава 4 воздушного корпуса действовала южнее, а в полосе ЮЗФ действовали только бомбардировочные эскадры из состава 5 воздушного корпуса – KG 51, 54 и 55. Но и они на Восточном фронте действовали не в полном своем составе. Так IV группы всех эскадр находились на местах своей постоянной дислокации. У 54 эскадры и III группа не была задействована на Восточном фронте.

Боевой состав этих трех эскадр к началу ВОВ был следующим:

Изображение
KG 51 «Edelweiss» - Эдельвейс (на самолетах Ju 88 A-4s):
- I/51 – 22 самолета, все боеготовые;
- II/51 – 36 самолетов, 29 боеготовых;
- III/51 – 32 самолета, 28 боеготовых.
Всего 90 самолетов, из них боеготовых 79.
Части эскадры на начало ВОВ базируются: штаб, I и II группы – Кросно, III группа – Лежаны (все западнее Перемышля, Львовское направление).

Изображение
KG 54 «Totenkopf» - Мертвая голова (на самолетах Ju 88 A-5 и А-6):
- штаб эскадры – 3 самолета;
- I/54 – 36 самолетов;
- II/54 – 35 самолетов.
Всего 74 самолета, из них боеготовых 65.
Части эскадры с 18.06.41 базируются на аэродроме Свидник у Люблина (Ковельское направление).

Изображение
KG 55 «Greif» - Грифон (на самолетах He 111 H4 – H6):
- штаб эскадры – 6 самолетов, все боеготовые;
- I/55 – 27 самолетов, все боеготовые;
- II/55 – 24 самолета, 22 боеготовых;
- III/55 – 25 самолетов, 24 боеготовых.
Всего 82 самолета, из них боеготовых 79.
Части эскадры на начало ВОВ базируются: штаб, I и II группы – Лабунье, III группа – Клеменсов (все район Замосця, Владимир-волынское направление).

Таким образом, на 22 июня 1941 года в полосе от Ковеля до Львова у немцев имелось 223 боеготовых бомбардировщика, из них 79 Хенкель-111, а остальные Юнкерс-88.
Как видим, не многие сотни и тысячи самолетов были сосредоточены для бомбардировки множества целей на таком огромном пространстве.

_________________
Memento quia pulvis est...

Не стоит иметь дело с людьми, у которых слишком гибкая совесть.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Бомбардировщики Люфтваффе летом 1941 года на ЮЗФ
СообщениеДобавлено: 21 фев 2015, 11:38 
Не в сети
Полковник
Полковник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 авг 2007, 19:37
Сообщения: 4312
Откуда: Город-герой Киев
Для упрощения анализа и понимания ситуации очень важно разобраться с маркировкой самолетов, принятой в тот период времени в Люфтваффе.
Как известно, на фюзеляже самолета, на его части между крыльями и хвостовым оперением, с двух сторон нанесены опознавательные знаки – кресты (балочный крест). С двух сторон от крестов наносился буквенно-цифровой индекс самолета. Зная структуру данного индекса, легко понять к какой эскадре, и даже к какому подразделению эскадры принадлежит самолет.
Итак, слева от креста располагался двузначный буквенно-цифровой индекс эскадры. Описываемые эскадры имели следующие индексы:
51 – 9K,
54 – B3,
55 – G1.

Справа от креста располагался двузначный буквенный индекс, в котором первая буква обозначала номер самолета в подразделении эскадры, а вторая – принадлежность самолета к конкретному подразделению эскадры. Подразделения эскадр имели следующие буквенные шифры:
Штаб эскадры – A

Штаб I группы – B
1 эскадрилья – H
2 эскадрилья – K
3 эскадрилья – L

Штаб II группы – C
4 эскадрилья – M
5 эскадрилья – N
6 эскадрилья – P

Штаб III группы – D
7 эскадрилья – R
8 эскадрилья – S
9 эскадрилья – T

Штаб IV группы – E (зачастую вспомогательная, резервная группа)
10 эскадрилья – U
11 эскадрилья – V
12 эскадрилья – W

Штаб V группы – F (как правило, в эскадрах этой группы не было, но она была предусмотрена, и для нее были зарезервированы буквенные индексы)
13 эскадрилья – X
14 эскадрилья – Y
15 эскадрилья – Z

Для дополнительного упрощения идентификации принадлежности самолета в воздухе, для нанесения этих индексов использовались различные цвета красок.

Следовательно, самолет штаба 51 эскадры будет иметь индекс 9К + _А, где на месте _ будет буква соответствующая конкретному самолету. Зачастую летчики заменяли в переговорах эти буквы на имена-позывные, которые начинаются с данной буквы Anton, Berta…
Самолет из штаба II группы 54 эскадры будет иметь индекс B3 + _C.
Самолет из 7 эскадрильи 55 эскадры будет иметь индекс G1 + _R.

_________________
Memento quia pulvis est...

Не стоит иметь дело с людьми, у которых слишком гибкая совесть.


Последний раз редактировалось Akai 21 фев 2015, 16:45, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Бомбардировщики Люфтваффе летом 1941 года на ЮЗФ
СообщениеДобавлено: 21 фев 2015, 12:06 
Akai писал(а):
Таким образом, на 22 июня 1941 года в полосе от Ковеля до Львова у немцев имелось 223 боеготовых бомбардировщика, из них 79 Хенкель-111, а остальные Юнкерс-88.
Как видим, не многие сотни и тысячи самолетов были сосредоточены для бомбардировки множества целей на таком огромном пространстве.


От Ковеля до Львова не шибко огромное пространство. Ну и еще ju-87 не учтен.
Но, конечно, общее преимущество в технике у РККА перед началом войны было подавляющим, факт непрофессионализма в 1941 году военного руководства советского режима очевиден.


Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения: Re: Бомбардировщики Люфтваффе летом 1941 года на ЮЗФ
СообщениеДобавлено: 21 фев 2015, 12:32 
Не в сети
Полковник
Полковник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 авг 2007, 19:37
Сообщения: 4312
Откуда: Город-герой Киев
александр245 писал(а):
Akai писал(а):
Таким образом, на 22 июня 1941 года в полосе от Ковеля до Львова у немцев имелось 223 боеготовых бомбардировщика, из них 79 Хенкель-111, а остальные Юнкерс-88.
Как видим, не многие сотни и тысячи самолетов были сосредоточены для бомбардировки множества целей на таком огромном пространстве.


От Ковеля до Львова не шибко огромное пространство. Ну и еще ju-87 не учтен.
Но, конечно, общее преимущество в технике у РККА перед началом войны было подавляющим, факт непрофессионализма в 1941 году военного руководства советского режима очевиден.

Да, по фронту не шибко, но нужно еще помнить и про глубину ударов для бомбардировщиков. А для некоторых эскадрилий 22 июня цели были аж в районе Киева. Т.е. если смотреть на площадь, то она таки весьма немалая.
Пикировщики не учтены поскольку и тема не о них, да и у них несколько иные задачи и радиус действия. К тому же их было очень немного в полосе ЮЗФ.
Далее буду давать информацию по дням.

_________________
Memento quia pulvis est...

Не стоит иметь дело с людьми, у которых слишком гибкая совесть.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Бомбардировщики Люфтваффе летом 1941 года на ЮЗФ
СообщениеДобавлено: 21 фев 2015, 13:05 
Все-таки система учета сбитых самолетов противника в ВВС РККА (фотокадры, свидетели, найденные обломки и др.) была на порядок более правдивая и документальная, чем в Люфтваффе, где достаточно было одного честного слова летчика о попадании.


Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения: Re: Бомбардировщики Люфтваффе летом 1941 года на ЮЗФ
СообщениеДобавлено: 21 фев 2015, 14:18 
Не в сети
Полковник
Полковник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 авг 2007, 19:37
Сообщения: 4312
Откуда: Город-герой Киев
александр245 писал(а):
Все-таки система учета сбитых самолетов противника в ВВС РККА (фотокадры, свидетели, найденные обломки и др.) была на порядок более правдивая и документальная, чем в Люфтваффе, где достаточно было одного честного слова летчика о попадании.

Система... возможно. Но зачастую в тех событиях между системой и реальностью была пропасть. Если верить тем донесениям советских ИА и ЗА о количестве сбитых самолетов противника, то немецкая авиация уже к сентябрю-октябрю 1941 года должна была бы перестать существовать как явление. Но почему-то, как мы знаем, это и близко не произошло.
Правда, эта тема не для споров о профессионализме руководства и правдивости систем. Буду рад вопросам и дополнениям по теме тех бомбардировочных эскадр, о действиях и потерях которых планирую рассказать.

_________________
Memento quia pulvis est...

Не стоит иметь дело с людьми, у которых слишком гибкая совесть.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Бомбардировщики Люфтваффе летом 1941 года на ЮЗФ
СообщениеДобавлено: 23 фев 2015, 8:25 
Не в сети
Полковник
Полковник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 авг 2007, 19:37
Сообщения: 4312
Откуда: Город-герой Киев
Действия 22 июня 1941 года

51 эскадра получила задачу по бомбардировке советских аэродромов в районах Стрыя, Станислава, Львова, Тернополя, Теребовли, Бучача, Ходорова.
На выполнение этой задачи около 3 часов утра 22 июня вылетели все боеготовые самолеты эскадры, т.е. 79 самолетов.
Потери 51 эскадры 22 июня были весьма значительны. В описании боевого пути эскадры сказано, что они просто ошеломили ее командира.
Эскадра безвозвратно потеряла 15 самолетов. Так из состава III группы не вернулось 9 самолетов, из них 5 из состава 9 эскадрильи. А всего, считая поврежденные, эта группа потеряла 14 самолетов, т.е. 50% от имевшихся!
В первый день боев безвозвратно потеряны:
1) 2 эскадрилья, №5136 (9K+FK);
ЛК Uffz. Heinrich Amelung,
ЛН Uffz. Willibald König,
БР Uffz. Ernst Els,
БС Uffz. Ludwig Berg (ЛК – летчик-командир корабля, ЛН – летчик-наблюдатель, БР – бортрадист, БС – бортстрелок).
Учтен пропавшим на задании. Место и причина падения не установлены.

2) штаб II группы, №8179 (9K+IC);
ЛК Hptm. Fritz Stadelmeyer (командир группы),
ЛН Ltn. Wilfried Eschle,
БР Fw. Rudolf Döhring,
БС Flg. Erich Anders.
Учтен погибшим на задании. Место и причина падения не установлены, но ЛН учтен погибшим 22.06.41 у Станислава (Ивано-Франковск).

3) 4 эскадрилья, №3171 (9K+AM);
ЛК Oblt. Wilhelm Stemmler (командир эскадрильи),
ЛН Fw. Paul Stratenberg,
БР Ofw. Helmut Ludwig,
БС Ofw. Hermann Steglich.
Самолет был сбит и упал у Тернополя/Теребовли. Через две недели ЛК и ЛН вышли в расположение своих войск. БР учтен погибшим 22.06.41 у Теребовли.

4) 5 эскадрилья, №2373 (9K+GN);
ЛК Ltn. Gerhard Müller,
ЛН Gefr. Heinz Wulf,
БР Uffz. Wilhelm Gries,
БС Uffz. Johann Sergenfrei.
Учтен пропавшим на задании. Место и причина падения не установлены.

5) 5 эскадрилья, №2364 (9K+HN);
ЛК Ofw. Rudolf Spannheimer,
ЛН Stfw. Alfred Kress,
БР Ofw. Paul Schwerdt,
БС Ofw. Leonhard Wetthner.
Учтен погибшим на задании. Место и причина падения не установлены. БР учтен пропавшим, а остальные члены экипажа погибшими.

6) 5 эскадрилья, №4328 (9K+CN);
ЛК Ltn. Heinz Schmidt,
ЛН Uffz. Arno Fritze,
БР Gefr. Karl Rinagel,
БС Gefr. Walter Waske.
Учтен пропавшим на задании. Место и причина падения не установлены.

7) 7 эскадрилья, №6229 (9K+FR);
ЛК Ofw. Raimund Deisinger,
ЛН Bo Ofw. Georg Maier,
БР Fw. Johann Wagner,
БС Uffz. Hans Buckenmeyer.
Учтен погибшим у Тернополя. ЛК учтен погибшим 22.06.41 у Тернополя, а остальные члены экипажа пропавшими.

8) 8 эскадрилья, №6234 (9K+AS);
ЛК Ltn. Christoph Herrmann,
ЛН Gefr. Ludwig Smolker,
БР Uffz. Hermann Plücker,
БС Fw. Fritz Knoch.
Учтен погибшим на задании. Место и причина падения не установлены, однако члены экипажа учтены погибшими 22.06.41 в районе леса у Трускавца.

9) 8 эскадрилья, №6296 (9K+ES);
ЛК Fw. Willi Kärmer,
ЛН Oblt. Herbert Steinmetz,
БР Uffz. Werner Lehmann,
БС Uffz. Hermann Dittmer.
Учтен погибшим на задании. Место и причина падения не установлены, однако члены экипажа учтены погибшими 22.06.41 в районе Городища у Львова.

10) 8 эскадрилья, №7076 (9K+DS);
ЛК Fw. Günter Klopsch,
ЛН Fw. Ludwig Wiedemann,
БР Gefr. Karl Schote,
БС Uffz. Josef Steinbach.
Учтен пропавшим на задании. Место и причина падения не установлены.

11) 9 эскадрилья, №5178 (9K+AT);
ЛК Fw. Heinz Sommer,
ЛН Uffz. Wolfgang Bölke,
БР Uffz. Richard Frank,
БС Gefr. Anton Brauchstetter.
Учтен пропавшим на задании. Есть данные, что сбит в районе Стрыя. Позже экипаж в полном составе вернулся в расположение части.

12) 9 эскадрилья, №8259 (9K+LT);
ЛК Fw. Alfred Ungericht,
ЛН Uffz. Kurt Küster,
БР Gefr. Werner Jakobs,
БС Gefr. Paul Hase.
Учтен пропавшим на задании. Позже БР и БС вернулись в расположение части. Самолет был сбит в районе Стрыя. По показаниям местных жителей, при отступлении из Стрыя советских войск, санитарной машиной НКВД были вывезены два немецких летчика, а в отделе НКВД позже было найдено два комплекта немецкой летной формы. В докладе 101 легкопехотной дивизии от 04.07.41 было указано, что на кладбище с. Козары (4 км западнее Букачивцы) обнаружена могила немецкого унтер-офицера с личным жетоном. По номеру личного жетона было установлено, что это жетон ЛН Курта Кюстера.

13) 9 эскадрилья, №6318 (9K+DT);
ЛК Ltn. Emanuel Alder,
ЛН Ofw. Ludwig Müller,
БР Ofw. Josef Dorr,
БС Fw. Erich Maier.
Учтен пропавшим на задании у Тернополя. Причина падения не установлена.

14) 9 эскадрилья, №5245 (9K+GT);
ЛК Oblt. Gerhard Böhm,
ЛН Gefr. Karl-Heinz Arens,
БР Uffz. Franz Lykar,
БС Gefr. Alois Bobinger.
Учтен погибшим на задании у Тернополя, но ЛК учтен погибшим 22.06.41 у с. Ворона в 18 км юго-восточнее Станислава. Причина падения не установлена.

15) 9 эскадрилья, №5126 (9K+CT);
ЛК Uffz. Otto Evers,
ЛН Gefr. Karl Kutalek,
БР Uffz. Eberhard Holm,
БС Gefr. Kraus.
Учтен пропавшим на задании. Позже экипаж в полном составе вернулся в расположение части.

Кроме того были повреждены огнем и понесли потери в отдельных членах экипажей два самолета из штаба II группы (ранены оба летчика-командира) и один – из 9 эскадрильи. Огнем истребителей были повреждены два самолета 7 эскадрильи 9K+GR (ЛК Poppenburg) и 9K+BR (ЛК Ofw. Drechsler). У 9K+GR был пробит один двигатель, вытекла охлаждающая жидкость, самолет сел на брюхо. Имеется информация, что инцидент с двумя последними самолетами произошел не 22, а 23 июня.

_________________
Memento quia pulvis est...

Не стоит иметь дело с людьми, у которых слишком гибкая совесть.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Бомбардировщики Люфтваффе летом 1941 года на ЮЗФ
СообщениеДобавлено: 24 фев 2015, 10:14 
Не в сети
Полковник
Полковник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 авг 2007, 19:37
Сообщения: 4312
Откуда: Город-герой Киев
54 эскадра получила задачу бомбардировать советские аэродромы у Луцка, Колки, Камень-Каширского, Яновки, Велицка. Вылеты на бомбежку этих целей производились несколько раз – с 2:34 до 3:15, в 6:35, в 7:30-7:50.
Во второй половине дня, около 17:30 бомбардировке были подвергнуты военные объекты в самом Луцке и еще раз аэродромы у Луцка.
22 июня 1941 года эскадра понесла сравнительно небольшие потери:
1) 3 эскадрилья, №6360 (B3+GL);
ЛК Oblt. Rudolf Naumann (командир эскадрильи),
ЛН Lt. Emil Sturm,
БР Uffz. Werner Fabian,
БС Gefr. Kurt Uhlig.
Сбит советскими истребителями у Луцка. Считался пропавшим. После занятия территории немецкими войсками, самолет был обнаружен, весь экипаж погиб. Экипаж был похоронен, на могилах датой гибели указано 27 июня.

Изображение

Изображение

2) 4 эскадрилья, №2363 (B3+FM);
ЛК Oblt. Günter Seubert (командир эскадрильи),
ЛН Ofw. Rene Roth,
БР Ofw. Willi Klaes,
БС Fw. Kurt Fiedler.
Из-за обстрела с земли у Луцка совершил вынужденную посадку на территории противника. БС убит, остальные члены экипажа были ранены и 26.06 вышли в расположение своих войск. ЛК погиб 04.03.42 под Ржевом.

3) 4 эскадрилья, №2365 (B3+DM);
ЛК Lt. Wolfgang Genth.
Из-за обстрела с земли у Луцка совершил вынужденную посадку на территории противника. Экипаж 26.06 вышел в расположение своих войск.

4) 6 эскадрилья, №2401 (B3+?P);
В бою с истребителями самолет получил значительные повреждения (до 45%), БС Fw. Horst Müller ранен.

Кроме того, три самолета из I группы (№№ 3384, 6324, 8145) получили менее существенные (15-20%) повреждения.

_________________
Memento quia pulvis est...

Не стоит иметь дело с людьми, у которых слишком гибкая совесть.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Бомбардировщики Люфтваффе летом 1941 года на ЮЗФ
СообщениеДобавлено: 25 фев 2015, 0:33 
Не в сети
Капитан
Капитан
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 07 ноя 2007, 16:46
Сообщения: 1009
Откуда: Москва
В тему, если ранее не встречалось.
ИзображениеИзображение
По мнению М.Тимина(представлять надо?)
"У Скрипко в мемуарах есть описания боев 87 ИАП утром 22 июня 1941 года, там упомянуто что подбитый ст.лейтенантом П.А.Михайлюком немецкий бомбардировщик произвел вынужденную посадку недалеко от Трембовли и наблюдал пока к самолету не подошли люди."

Видимо, о нем речь?
3) 4 эскадрилья, №3171 (9K+AM);
ЛК Oblt. Wilhelm Stemmler (командир эскадрильи),
ЛН Fw. Paul Stratenberg,
БР Ofw. Helmut Ludwig,
БС Ofw. Hermann Steglich.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Бомбардировщики Люфтваффе летом 1941 года на ЮЗФ
СообщениеДобавлено: 26 фев 2015, 7:42 
Не в сети
Полковник
Полковник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 авг 2007, 19:37
Сообщения: 4312
Откуда: Город-герой Киев
Все может быть, но на иноязычных ресурсах утверждается, что к своим вышли только два члена экипажа, а два остальные учтены пропавшими без вести. ЛК и ЛН вышли к своим, как пишут, где-то через две недели.

_________________
Memento quia pulvis est...

Не стоит иметь дело с людьми, у которых слишком гибкая совесть.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Бомбардировщики Люфтваффе летом 1941 года на ЮЗФ
СообщениеДобавлено: 26 фев 2015, 9:06 
Не в сети
Полковник
Полковник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 авг 2007, 19:37
Сообщения: 4312
Откуда: Город-герой Киев
55 эскадра на первый день войны получила задачу подвергнуть бомбардировке аэродромы в районах Луцк, Дубно, Млынов, Броды, Залозы, Адамы, Рачин, аэропорт Львова, шоссе Луцк – Киев и аэродром Киева.
Потери эскадры в этот день составили 10 самолетов безвозвратно и еще 6 получили повреждения, и в их экипажах имелись раненые.
1) 1 эскадрилья, №2878 (G1+DH);
ЛК нет данных,
ЛН нет данных,
БР Ofw. Carsten Hinrichsen,
БС Gefr. Heinz Deutsch,
БМ Uffz. Willi Wolf (в отличие от Ю-88 на Хе-111 в экипаже был еще бортмеханик – БМ).
Цель полета – аэродром Киева. Учтен пропавшим на задании. В одном из источников указано, что разбился в районе Ковеля. БР учтен погибшим 22.06.41 у Александровки, но не ясно которой. В таблице потерь не указаны ЛК и ЛН, так как позже они вышли в расположение своих войск.

2) 3 эскадрилья, №2928 (G1+AL);
ЛК Uffz. Werner Bähringer,
ЛН Uffz. Franz Buttscher,
БР Uffz. Karl Argstorfer,
БС Gefr. Oskar Restemeier,
БМ Ofw. Arthur Lerche.
Цель полета – аэродром южнее Дубно. От огня истребителей загорелся и упал в 20 км южнее Дубно.

3) штаб II группы, №2814 (G1+DC);
ЛК Oblt. Eberhard Charisius,
ЛН Fw. Kurt Dröge,
БР Uffz. Helmut Krosta,
БС Ogfr. Wilhelm Lühmann,
БМ Fw. Karl Lenz.
Цель полета – аэродром Адамы. Сбит огнем с земли в 2 км северо-западнее Каменки (вероятно Каменка-Бугская).

4) 5 эскадрилья, №3930 (G1+BN);
ЛК Ltn. Fritz Bliesener,
ЛН нет данных,
БР Fw. Herbert Rudolph,
БС Sf.(Z) Karl Elend,
БМ Gefr. Hubert Becke.
Цель полета – аэропорт Львова. Атакован истребителями. Учтен пропавшим на задании. Точное место не указано, но БР и БМ учтены погибшими 22.06.41 у Журавники в 23 км восточнее Львова. В таблице потерь не указаны ЛК и ЛН. Известно, что ЛК, позже вышел в расположение своих войск (погиб 25.11.42 под Сталинградом), о личности и судьбе ЛН данных нет.

5) 6 эскадрилья, №2965 (G1+BP);
ЛК Lt. Hans Lutz,
ЛН Ogfr. Kurt Klenkens,
БР Ogfr. Johann Bütje,
БС Gefr. Heinrich Reimer,
БМ Ofw. Bruno Kuhn.
Цель полета – аэродром Залозы. Сбит огнем с земли у Золочева.

6) 7 эскадрилья, №2140 (G1+KR);
ЛК Fw. Willi Dietrich,
ЛН Uffz. Siegfried Zantke,
БР Gefr. Georg Waßmuth (по другим данным Gefr. Biermann),
БС Gefr. Sebastian Neumeier,
БМ Uffz. Georg Lonsinger.
Цель полета – аэродром у Млынова. Сбит истребителями. Точный район не указан. В таблице потерь не указаны ЛК и ЛН, так как позже они вышли в расположение своих войск.

7) 7 эскадрилья, №1410 (G1+MR);
ЛК Uffz. Horst Wohlfeil,
ЛН Uffz. Eugen Moser,
БР Uffz. Werner Börngen,
БС Gefr. Hermann Bäringhausen,
БМ Uffz. Alfred Parplies.
Цель полета – аэродром у Млынова. Сбит истребителями. Точный район не указан, но эта потеря многими относится на счет летчика 46 иап ст. лейтенанта Иванова Ивана Ивановича, который 22.06.41 тараном сбил у Млынова Не 111. При этом Иванов и сам погиб, позже было посмертно присвоено звание ГСС. Тем не менее, в донесениях о потерях указано, что Иванов погиб 23.06.41.

8) 7 эскадрилья, №2128 (G1+CR);
Возвращаясь на свой аэродром, сильно поврежден зенитным огнем самолет ЛК Ofw. Alfred Gründer. Самолет совершил жесткую посадку и разрушился. Экипаж остался цел.

9) 9 эскадрилья, №1385 (G1+CT);
ЛК Gefr. Franz Ganz,
ЛН Ogfr. Fritz Gans,
БР Gefr. Karl Stander,
БС Gefr. Michael Pichlmeier,
БМ Gefr. Fritz Messerschmidt.
Цель полета – город Луцк. Сбит истребителями западнее Луцка около 16:00-16:15. Позже весь экипаж вышел в расположение своих войск. Все члены экипажа получили ранения.

10) Имеется не подтвержденная информация, что в этот день на своем аэродроме был потерян еще один самолет из II группы №3918 (или 3819) ЛК Ltn. Heinrich Korpahl. Экипаж получил ранения, самолет полностью сгорел. Возможно, это произошло в результате наземного инцидента, и не было отнесено к боевым потерям.

Кроме того, еще ряд самолетов получил повреждения в боях и на своем аэродроме. Так при посадке на свой аэродром Лабунье самолет ЛК Oblt. Fahrholz (8 эскадрилья, №1537) опрокинулся. Планер самолета разрушен на 25%, БМ был ранен.
Имеется информация, что на своем аэродроме Лабунье на 40% был поврежден самолет из штаба эскадры, а именно BF 110C №2206 (G1+NA). Не смотря на то, что бомбардировочные эскадры летали на Ju 88 и He 111, в штабах эскадр встречались и самолеты BF 110. Разрушения самолета в 40% требуют весьма длительного ремонта.

Еще 4 поврежденные машины все были из состава III группы: 2 из 7 эскадрильи (ранены два БМ), и по 1 из 8 (ранен БС) и 9 (ранен БР). Причиной повреждений всех машин указаны атаки советских истребителей.

_________________
Memento quia pulvis est...

Не стоит иметь дело с людьми, у которых слишком гибкая совесть.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Бомбардировщики Люфтваффе летом 1941 года на ЮЗФ
СообщениеДобавлено: 27 фев 2015, 14:00 
Не в сети
Капитан
Капитан
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25 апр 2010, 18:12
Сообщения: 1191
Извините, здесь БЫЛ Внешний вид Heinkel He-111 Bomber


Последний раз редактировалось А. Кравченко 27 фев 2015, 23:42, всего редактировалось 3 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Бомбардировщики Люфтваффе летом 1941 года на ЮЗФ
СообщениеДобавлено: 27 фев 2015, 14:03 
Не в сети
Полковник
Полковник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 авг 2007, 19:37
Сообщения: 4312
Откуда: Город-герой Киев
Краткий итог первого дня войны

За 22 июня 1941 года три бомбардировочные эскадры потеряли безвозвратно 28 самолетов, т.е. 12,6% от общего числа боеготовых. В разрезе эскадр безвозвратные потери боеготовых самолетов от их изначального количества составили: 51 – 19%, 54 – 5%, 55 – 13%.
И кстати, 22 июня 1941 года у Киева ни один немецкий бомбардировщик потерян не был.
По потерям каждой из эскадр можно сделать выводы, насколько успешно действовали советские истребители и зенитчики на различных участках. Так 51 эскадра понесла самые значительные потери у Тернополя, а 55 – в районе Дубно/Млынова. Все потери 54 эскадры пришлись на район Луцка.

А. Кравченко писал(а):
Внешний вид Heinkel He-111 Bomber...

Да Не-111 он такой, правда эти не относятся к обсуждаемым эскадрам.
Я позже, по ходу повествования, буду публиковать снимки самолетов 51, 54 и 55 эскадр.

_________________
Memento quia pulvis est...

Не стоит иметь дело с людьми, у которых слишком гибкая совесть.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Бомбардировщики Люфтваффе летом 1941 года на ЮЗФ
СообщениеДобавлено: 01 мар 2015, 17:23 
Не в сети
Полковник
Полковник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 авг 2007, 19:37
Сообщения: 4312
Откуда: Город-герой Киев
День второй, 23 июня
Второй день войны, уже исключивший элемент внезапности первого нападения, и скопления в воздухе такого большого количества самолетов, как в первый день войны, характеризуется уменьшением числа потерь с немецкой стороны.
23 июня немецкие бомбардировочные эскадры, кроме продолжения ударов по советским аэродромам, получили задачи и по бомбардировке колонн и скоплений советских войск, выдвигаемых к границе. Особое внимание уделялось ударам по танковым и механизированным колоннам.

К сожалению, в отличие от данных за 22 июня, в остальные дни боев нет полных данных по потерям KG 51. Хроника, описывающая боевой путь этой эскадры, не содержит сводных таблиц потерь. В ней лишь в общих чертах говориться, что день 23 июня был столь же напряженным в плане боевых вылетов. В одном из источников имеются данные, что в этот день безвозвратно было потеряно 2 самолета.
1) №6315 (9К+??) из состава II группы;
Учтен сбитым вражеским огнем у Jasiwka. В экипаже числится 1 погибший.

2) №0307 (9K+??) из состава II группы;
Учтен сбитым вражеским огнем у Jasiwka. Экипаж учтен погибшим.

Далее сказано, что к 30 июня эскадра потеряла треть своей изначальной боевой мощи в самолетах и в экипажах. Подсчетом установленных потерь получилось 28 самолетов безвозвратно потерянных в июне 1941.

54 эскадра ранним утром 23 июня бомбардировала казармы и район вокзала во Владимире-Волынском (II группа), а также советские аэродромы у Овруча, Коростеня и Лугин (I группа). В этих налетах эскадра потерь не имела.
Во второй половине дня целью 54 эскадры были советские танки у Равы-Русской. Возле нее и была понесена единственная безвозвратная потеря в этот день.
1) штаб II группы, №3413 (B3+EC);
ЛК Oblt. Heinrich (Heinz) Horner,
ЛН Fw. Albert Franke,
БР Uffz. Albert Harre,
БС Uffz. Karl Beyer.
Учтен пропавшим на задании у Равы-Русской. Точная причина и место падения не установлены.

Там же у Равы-Русской в бою получил повреждения (30%) самолет 1 эскадрильи (№3338). Самолет вернулся на свой аэродром. ЛН Ogefr. Richard Weber был ранен, а БС убит.

Основным заданием 55 эскадры на 23 июня были бомбардировки советских войск в районе Владимир-Волынский – Луцк. Кроме того были произведены полеты на разведку в район Броды.
В этот день эскадра потеряла безвозвратно 2 самолета и еще 7 самолетов были повреждены в воздухе и понесли потери в составе экипажей.
1) штаб эскадры, №? (G1+?A, возможно G1+GA);
ЛК нет данных,
ЛН Oblt. Horst Klinger,
БР Uffz. Hermann v. d. Burg,
БС Uffz. Paul Jennen,
БМ Fw. Willi Zühlke.
Сбит истребителем в 10 км севернее Каменки. По ЛК данных нет – вероятно, не пострадал. ЛН был ранен, а остальные члены экипажа погибли. БС учтен погибшим 23.06.41 у Кристинополя.

2) 8 эскадрилья, №1494 (G1+KS);
ЛК Lt. Friedrich Raschka,
ЛН Fw. Otto Henkis,
БР Fw. Hermann Möller,
БС Gefr. Adolf Hubbert,
БМ Ofw. Paul Brzoska.
Сбит зенитным огнем на участке Владимир-Волынский – Луцк (40 км западнее Луцка). Весь экипаж погиб. Иногда эту потерю относят к 22 июня, что неверно.

Все 7 поврежденных в воздухе самолетов были повреждены зенитным огнем на участке Владимир-Волынский – Луцк, но смогли продолжить полет и вернуться. Все эти самолеты были из III группы: 1 из штаба группы, 1 из 7, 2 из 8, и 3 из 9 эскадрильи. В экипажах этих самолетов погибли два ЛН (Uffz. Erich Schumacher из экипажа ЛК Lt. Thurner, Uffz. Alois Hengenhäuser из экипажа ЛК Hptm. Knorr), и еще 8 человек было ранено.

Как видим, если в первый день войны тремя эскадрами было суммарно безвозвратно потеряно 28 самолетов, то на второй день - только 5 самолетов.

_________________
Memento quia pulvis est...

Не стоит иметь дело с людьми, у которых слишком гибкая совесть.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Бомбардировщики Люфтваффе летом 1941 года на ЮЗФ
СообщениеДобавлено: 03 мар 2015, 16:09 
Не в сети
Полковник
Полковник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 авг 2007, 19:37
Сообщения: 4312
Откуда: Город-герой Киев
24 июня, почти без потерь

51 эскадра наносила бомбовые удары по колоннам советских войск у Тернополя и Броды. В этот день у эскадры учтено 3 потерянных самолета, но по 2 из них точных данных нет, рапорт о потере датирован уже 13 июля.
1) 3 эскадрилья, №4354 (9K+HL);
Точное место и причина потери не установлены. Экипаж учтен погибшим.

2) и 3) самолеты из состава II группы, учтены пропавшими на задании.


54 эскадра силами I группы рано утром вылетела на бомбардировку аэродромов Овруч, Коростень и Лугины. II группа рано утром вылетела на бомбардировку аэродрома у Бердичева, а в 13:50 – аэродрома Велицк.
В этот день эскадра потеряла безвозвратно 1 самолет.
1) 1 эскадрилья, №7158 (B3+BH);
ЛК Fw. Karl Fiege,
ЛН Ofw. Franz Hummel,
БР Uffz. Heinrich Menning,
БС Gefr. Paul Hofbauer.
По данным хроники сбит истребителем у Овруча, экипаж был учтен пропавшим. На самом деле экипаж попал в плен, и по его показаниям самолет был сбит зенитным огнем.
Очевидно, сам самолет остался на том месте, где он совершил вынужденную посадку, поскольку позже был сфотографирован немцами.
Изображение

Изображение

Изображение

Доступны протоколы допросов трех членов экипажа, кроме ЛК. Возможно, ЛК был тяжело ранен или отказался отвечать на допросе, так как со слов ЛН в плен попали все члены экипажа. Позже в целях пропаганды было опубликовано обращение БС к немецким летчикам.
Изображение

На своем аэродроме Свидник в этот день был поврежден (20%) один самолет из штаба II группы (№3363). Экипаж не пострадал.


55 эскадра, как и 51, в этот день бомбардировала советские войска, в основном механизированные колонны, в районах Луцк – Дубно – Ровно, Тернополь.
В этот день безвозвратных потерь эскадра не имела. Один самолет из 1 эскадрильи был поврежден зенитным огнем и имел потери в экипаже (ранены БР и БС).

_________________
Memento quia pulvis est...

Не стоит иметь дело с людьми, у которых слишком гибкая совесть.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Бомбардировщики Люфтваффе летом 1941 года на ЮЗФ
СообщениеДобавлено: 03 мар 2015, 18:04 
Не в сети
Полковник
Полковник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 авг 2007, 17:22
Сообщения: 4419
Откуда: Львов
Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что не все наши самолёты были уничтожены на аэродромах в первый же день войны. Многие из них, как видно из этой статистики, вступали в бой с немецкими бомбардировщиками, несмотря на приказ Жукова "не поддаваться на провокации".


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Бомбардировщики Люфтваффе летом 1941 года на ЮЗФ
СообщениеДобавлено: 03 мар 2015, 20:17 
Не в сети
Полковник
Полковник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 авг 2007, 19:37
Сообщения: 4312
Откуда: Город-герой Киев
A_Wolkoff писал(а):
Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что не все наши самолёты были уничтожены на аэродромах в первый же день войны. Многие из них, как видно из этой статистики, вступали в бой с немецкими бомбардировщиками, несмотря на приказ Жукова "не поддаваться на провокации".

Наиболее сильно в первый день войны пострадала авиация Западного фронта. На Юго-Западном все было не на столько печально, поэтому противодействие советских ЗА и ИА и в первый, и в последующие дни войны на ЮЗФ было ощутимым.
О "не поддаваться на провокации" большинство, конечно, знало, но в частях первого эшелона все прекрасно понимали, что они за считанные дни до войны, поэтому отвечали сразу по-боевому.

_________________
Memento quia pulvis est...

Не стоит иметь дело с людьми, у которых слишком гибкая совесть.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Бомбардировщики Люфтваффе летом 1941 года на ЮЗФ
СообщениеДобавлено: 03 мар 2015, 21:03 
Не в сети
Полковник
Полковник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 авг 2007, 17:22
Сообщения: 4419
Откуда: Львов
Спасибо. Также обратил внимание, что большинство потерь немецких бомбардировщиков зафиксировано в глубине советской территории, а не в непосредственной близости от границы. Видимо, там наши части немцы не застали врасплох и у них было время на то, чтобы поднять в небо истребители и пустить в дело зенитную артиллерию.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Бомбардировщики Люфтваффе летом 1941 года на ЮЗФ
СообщениеДобавлено: 05 мар 2015, 12:28 
Не в сети
Полковник
Полковник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 авг 2007, 19:37
Сообщения: 4312
Откуда: Город-герой Киев
25 июня, снова пленные из 54-й

51 эскадра в этот день потеряла безвозвратно 4 самолета. В доступных источниках причины и места потерь не указаны. Экипажи числятся пропавшими/погибшими.
1) 6 эскадрилья, №6317 (9K+HP);

2) 7 эскадрилья, №2335 (9K+CR);

3) 8 эскадрилья, №8247 (9K+BS);

4) 8 эскадрилья, №5204 (9K+NS).


54 эскадра на этот день получила задачу бомбардировать аэродромы в районе Киева: I группа – Гоголев и Борисполь, II группа – Бровары.
Те самолеты эскадры, которые не участвовали в налете у Киева, с 17:50 летали на бомбардировку района Клевань.
В этот день эскадра потеряла безвозвратно 1 самолет, и еще 1 был поврежден.
1) 4 эскадрилья, №2428 (B3+BM);
ЛК Uffz. Hans Hermann,
ЛН Uffz. Hans Kratz,
БР Uffz. Wilhelm Schmidt,
БС Ogefr. Adolf Appel.
Сбит при налете на один из аэродромов у Киева. Совершил вынужденную посадку. Весь экипаж был пленен. Позже экипаж был допрошен, сфотографирован, и эта фотография широко использовалась советской стороной в целях пропаганды. Известно несколько снимков и самого самолета.
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Из состава I группы, при бомбардировке аэродрома у Семиполки, получил повреждения самолет 1 эскадрильи (№2405 (B3+MH), ЛК Uffz. Göhring).


55 эскадра, как и 54, в этот день частью своих сил совершала налеты на аэродромы у Киева, а остальными самолетами – в районы Ковель, Луцк, Сарны.
Единственная безвозвратная потеря пришлась на группу, бомбившую район Киева, и еще 2 самолета были повреждены и понесли потери в экипажах на участке Ковель – Сарны.
1) 5 эскадрилья, №3980 (G1+?N);
ЛК Uffz. Franz Nickel,
ЛН Stbfw. Karl Krämer,
БР Uffz. Werner Albrecht,
БС Gefr. Johann Rockel,
БМ Uffz. Lothar Grau.
Сбит истребителем. Точное место не установлено. Экипаж учтен пропавшим. По имеющимся данным самолет сбит над Куреневкой и разбился в северной части Киева.

Из-за обстрела с земли был поврежден 1 самолет 7 эскадрильи (ранен БС) и 1 самолет 8 эскадрильи (ранены БР и БС).
Так же зенитным огнем был поврежден самолет ЛК Uffz. Gloede, который из-за отказа одного двигателя совершил вынужденную посадку на своей территории у Владимира-Волынского. Экипаж не пострадал.

_________________
Memento quia pulvis est...

Не стоит иметь дело с людьми, у которых слишком гибкая совесть.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Бомбардировщики Люфтваффе летом 1941 года на ЮЗФ
СообщениеДобавлено: 11 мар 2015, 13:41 
Не в сети
Полковник
Полковник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 авг 2007, 19:37
Сообщения: 4312
Откуда: Город-герой Киев
26 июня, «кегельбан» лейтенанта Мюллера

26 июня 51 эскадра потеряла безвозвратно 3 самолета.
1) №1032 (9К+??) из состава I группы;
Сбит зенитным огнем у Топорова Бусского района Львовской области.
О потерях в экипаже данных нет, вероятно, спасся.

2) 3 эскадрилья, №5267 (9K+DL);
Причина и место не указаны. Экипаж учтен пропавшим/погибшим.

3) штаб III группы, №6209 (9K+CD);
Причина и место не указаны. Экипаж учтен пропавшим/погибшим.


54 эскадра ранним утром этого дня вылетела на бомбардировку района Новоград-Волынского силами II группы, а I группа получила задание бомбить аэродромы Овруч, Коростель, Лугины.
Во второй половине дня бомбардировке подверглись транспортные колонны у Красное и железнодорожная линия Сарны – Коростень.
При выполнении этих заданий эскадра избежала безвозвратных потерь, но при посадке на свой аэродром Свидник самолет 5 эскадрильи врезался в два других, стоящих на земле самолета. Весь экипаж самолета погиб, все три самолета полностью сгорели.
1) 5 эскадрилья, №3415 (B3+AN);
ЛК Lt. Gerhard Müller,
ЛН Gefr. Hans Mittag,
БР Gefr. Hans Kordes,
БС Gefr. Ulrich Frech.
При посадке на свой аэродром столкнулся со стоящими на земле самолетами, взорвался и сгорел. Экипаж погиб.

2) II группа, №2365 (B3+??). Сгорел на своем аэродроме.

3) II группа, №5179 (B3+??). Сгорел на своем аэродроме.

Изображение

Изображение

Еще три самолета эскадры получили в этот день менее серьезные повреждения, один из них на земле из-за технической неисправности, и два в боях.


55 эскадра в этот день бомбардировала советские механизированные части в районе танкового сражения у Дубно – Броды, железнодорожный участок Ковель – Коростень, наносила удары по аэродромам у Шепетовки и Бердичева.
Безвозвратно был потеряно 2 самолета и еще 4 были повреждены и понесли потери в экипажах.
1) 4 эскадрилья, №? (G1+?M);
ЛК Lt. Helmut Stork,
ЛН Stbfw. Ernst Barth,
БР Fw. Willi Hovestädt,
БС Gefr. Oswald Walther,
БМ Ofw. Hans Jaffke.
Сбит южнее леса у Лешнев (севернее Броды). В хронике экипаж числится пропавшим, но в базе погибших учтен погибшим 26.06.41 у Броды.

2) 6 эскадрилья, №2955 (G1+AP);
ЛК Lt. Eitel-Albert Barth.
Точное место и причина потери не установлены. Экипаж не пострадал и вышел в расположение своих войск.

В районе Броды поврежден зенитным огнем 1 самолет из 3 эскадрильи (ранен БМ) и 1 самолет штаба II группы (G1+AC), в котором ранены ЛК Fw. Karl Lipp (пропал без вести в ноябре 1942) и БС Ogfr. Max Bledau.
В районе Бердичева – Житомира огнем истребителей повреждено по 1 самолету из 1 и 3 эскадрилий.

_________________
Memento quia pulvis est...

Не стоит иметь дело с людьми, у которых слишком гибкая совесть.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 39 ]  На страницу 1, 2  След.

Часовой пояс: UTC + 2 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
free counters