Украинский историко-фортификационный форум

relicfinder.info
Текущее время: 17 фев 2019, 20:44

Часовой пояс: UTC + 2 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 8 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Воронцовский Дворец в Алупке (Крым)
СообщениеДобавлено: 26 ноя 2008, 14:07 
Не в сети
Лейтенант
Лейтенант
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 14 ноя 2008, 20:52
Сообщения: 635
Откуда: Lemberg
В 1875 г. один из английских путешественников, сравнивая русскую Ривьеру, как в то время модно было называть Южный берег Крыма, со Средиземноморьем, писал: "Я позволю себе сомневаться, чтобы какая-нибудь часть Южной Италии могла соперничать с этой местностью в Крыму. На всем протяжении более ста миль крымский берег представляет одну непрерывную картину, вмещающую в себя всю прелесть и нежность итальянского климата...".

Наиболее старое поселение на территории современной Алупки датируется восьмым тысячелетием до нашей эры.
Первое упоминание о городе относится к 960 году (время хазарского владычества в Крыму). Поселение названо «Алубика».
В XIV—XV столетиях тут находился опорный пункт генуэзцев под названием Лупика.
В 1475—1774 годах Алупка была коронным владением Османских султанов.
После присоединения Крыма к России (1783), Алупка принадлежала князю Р.Потёмкину, с 1823 перешла во владение М.Воронцова, который построил здесь дворец.
В начале XX века Алупка становится популярным курортом, на её территории строится около двухсот частных курортных объектов.
В разные годы тут проходили лечение и отдыхали Фёдор Шаляпин, Максим Горький, Валерий Брюсов, Иван Бунин, Михаил Коцюбинский, Леся Украинка, Сергей Рахманинов и другие.
Естественно,что самой большой достопримечательностью курорта является грандиозный Воронцовский Дворец.

"...Говорят, что, по желанию князя Воронцова придать своему жилищу монументальный характер скалы Ай-Петри, архитектор, руководимый поэтической мыслью князя, соединил в этом замечательном здании легкость украшений мавританских построек с массивностью и вековой прочностью готических сооружений и что неправильный четырехугольник алупкин-ского дворца при лунном свете напоминает гигантские формы своего колоссального первообраза..."(Кн.Горчакова Е. "Воспоминания оКрыме", 1883г.)
Изображение
Изображение

Восторженный В.Брюсов,посетив Алупку в 1898 году,посвятил Воронцовскому имению следующие строки:

Где подступает к морю сад,
Я знаю грот уединенный;
Там шепчет дремлющий каскад,
Там пруд недвижим полусонный.
Там дышат лавры и миндаль
При набежавшем тихом ветре,
А сзади, закрывая даль,
Уходит в небо пик Ай-Петри.


Дворец строился как летняя резиденция видного государственного деятеля России, генерал-губернатора Новороссийского края М.С. Воронцова (1782-1856).
Изображение
Изображение

Сын русского посла в Англии, он получил там блестящее домашнее воспитание и образование. Вернувшись девятнадцатилетним юношей в Россию, стал участником русско-турецких и антинаполеоновских войн. Проявил личную храбрость и отличился в сражениях под Смоленском и Бородино. С 1815 по 1818 г. в чине генерал-лейтенанта командовал русским оккупационным корпусом в Мобеже под Парижем. С 1823 г. был генерал-губернатором Новороссийского края, а с 1844-го и Кавказа. За два года до смерти Воронцов был удостоен звания генерал-фельдмаршала.

В эпоху бурного экономического развития России и особенно интенсивного становления капитализма на юге страны он был инициатором развития здесь табаководства, виноградарства, виноделия, коневодства и овцеводства. В это время стали ходить по Чёрному морю первые пароходы, в Крыму строилась первая шоссейная дорога.
Для обустройства этих владений и, главным образом Алупку, в России и за рубежом начинается поиск архитекторов, садовников и мастеров всех строительных специальностей.

Дворец был построен по проекту английского архитектора Эдуарда Блора (1789-1879). В развитии английского романтизма первой половины XIX в. большую роль играло увлечение памятниками старины, их изучение и восстановление. Этой деятельности и посвятил себя Блор в молодые годы.

Впоследствии он был придворным архитектором Георга IV, затем королевы Виктории. Ему принадлежат проекты Вестминстерского аббатства, части фасада Букингемского дворца, некоторых усадебных построек, как на континенте, так и в бывшей английской колонии Австралии.Он вместе с Вильямом Аткинсом уже проектировал и строил под Эдинбургом личную усадьбу Вальтера Скотта - замок Абботсфорд, стилизованный под XVI век. Отныне Блора называли в числе близких друзей писателя и завсегдатаев Абботсфорда рядом с Томасом Муром и Вашингтоном Ирвингом. Но, пожалуй, наиболее самостоятельно и полно его дар раскрылся в проекте Алупкинского дворца.
Первоначально дворец строился согласно другому архитектурному замыслу, работа над которым проводилась с 1825 по 1828 г. одесским архитектором Франческо Боффо, стоившим для Воронцова дворец в Одессе. Однако, внезапно в июне 1831 г. от Воронцова, находившегося тогда в Англии, было получено распоряжение о временном прекращении строительства.
Вместо геометрически строгой группировки корпусов Блор живописно расположил их в направлении с запада на восток, соответственно движению гор, благодаря чему дворец очень органично "вписался" в окружающий ландшафт и обрёл свой ни на что не похожий художественно-выразительный образ. От корпуса к корпусу даётся наглядное представление о том, как развивалась средневековая архитектура, начиная от ранних форм и кончая XVI в. Упор при этом сделан на английский вариант зодчества.

Главный подъезд ко дворцу находится с западной стороны. Путника встречает типично феодальный замок – крепость VIII – XI вв. Круглые монументальные сторожевые башни, глухие стены, замкнутые пространства. Таковы двор хозяйственных корпусов и узкий, суровый средневековый проезд, ведущий к центральному корпусу Высокие зубчатые стены грубой кладки, щелевидные окна-бойницы дополняют ощущение неприступности. И лишь ажурный чугунный висячий мостик, по которому проходили музыканты на хоры парадной столовой, вносит в суровую атмосферу проезд неожиданную лирическую ноту. Чем дальше от арки западного въезда, тем больше наслаиваются признаки архитектуры последующих эпох.
В резных каменных украшениях дворца удачно выражено сходство между отдельными стилеобразующими элементами восточной и западной архитектуры. Например, между готическими дымовыми трубами и минаретами мечети. Это сходство усиливается с переходом к южному фасаду главного корпуса. Открытый в сторону моря, всегда освещённый солнцем, он имеет нарядный и праздничный вид, изменчивые и причудливые очертания.

Основное декоративное украшение дворца – мотив пологой, стрельчатой, подковообразной, килевидной арки – неоднократно повторяется и в чугунной балюстраде балконов, и в каменной резной решётке, ограждающей крышу, и, наконец, в декоративном убранстве портала южного входа, оформленного с восточной пышностью. Подковообразная рака, двухъярусный свод, великолепная резьба по гипсу в нише, где переплетаются рисунок тюдоровского цветка и мотив лотоса, завершаются шестикратно повторённой по фризу арабской надписью: "И нет победителя кроме аллаха".
На художественный образ дворца очень влияли литературные увлечения того времени. Когда он создавался, одинаково популярными были и рыцарские романы Вальтера Скотта, и чудесные арабские сказки. Достаточно вспомнить, что в 1830ых годах стали переводиться на русский язык "Айвенго" В.Скотта и "Альгамбра" В.Ирвинга. Потому-то и надпись Альгамбры (дворца испанских халифов XIV в.) и оказалась в Алупке.
Основной строительный материал – диабаз магматического происхождения, зеленовато-серой окраски под стать цвету гор и вечнозелёной растительности – брался из естественных россыпей в Алупке. Даже фундаментом дворцу частично послужили диабазовые скалы. Это очень твёрдый по своей природе камень, почти в два раза твёрже гранита, и очень капризный в обработке. Неверный удар молотка мастера – и вся работа напрасна. Из огромных бесформенных глыб высекались ровные блоки для стен и сложные по рисунку украшения. Тщательно шлифовался диабаз для оформления внутренних помещений. Все работы проводились вручную примитивными инструментами.
Дворцовый комплекс состоит из нескольких корпусов, составляющих единый архитектурный ансамбль, – центрального, столового, гостевого, библиотечного и хозяйственного. Гостевой корпус впоследствии получил название Шуваловского, так как в правой его части располагались покои дочери Воронцова Софьи Михайловны, в замужестве графини Шуваловой.

Сооружение дворца началось со столового корпуса (1830 – 1834 гг.). Центральный корпус возводился в 1831 – 1837 гг. В 1841 – 1842 гг. к столовой была пристроена бильярдная. В 1838 – 1844 гг. строились гостевой корпус, восточные флигели, все башни дворца, пятиугольник хозяйственных корпусов, оформлялся парадный двор. Последним был построен библиотечный корпус (1842 – 1846 гг.).

Самый большой объём земляных работ был осуществлён с 1840 по 1848 г. с помощью солдат сапёрного батальона при сооружении террас парка перед южным фасадом дворца.
Для украшения своего любимого имения граф решил учредить вокруг него парк, который в настоящее время составляет единственный ансамбль из Воронцовским дворцом. Руководил разбивкой парка немецкий садовник Карл Кебах. На площади 40 гектаров он разбил композицию сада по принципу амфитеатра.

Прибрежное шоссе разделяет парк на Верхней и Нижней. Верхний парк буквально насыщен естественными изюминами: суровым каменным хаосом и зеркальными ставками, фрагментами естественного южного леса и разновидностями прекрасных экзотичных деревьев. Все они имеют поэтические названия: Месячный камень, Малый и Большой хаос, Форельне, Зеркальное и Лебединое озеро, Платановой, Солнечной, Контрастной, Каштановой опушки.

Нижний парк насажен в стиле итальянских садов эпохи Возрождения - "Фонтан слез", что представляет собой вариант знаменитого Бахчисарайского фонтана, воспетого Пушкиным, фонтан "Раковина", источники "Кошачий глаз ", "Чайный домик", скала Айвазовского и, наконец, терраса львов.

Летом 1848 г. на центральной лестнице, ведущей к главному входу, были установлены скульптурные фигуры львов, выполненные в мастерской итальянского скульптора Джовани Боннани.
Изображение
Львиная терраса завершила строительство и оформление дворцового ансамбля.Князь Воронцов питал слабость к скульптурам,поэтому его великолепный летний сад был украшен разными скульптурными группами и фонтанами.
Изображение
Интерьер комнат в замке.
Изображение
Вид одной из гостиных комнат с парадным портретом князя на стене.
Изображение
Парадный портрет графа в мундире полного генерала:
Изображение
Центральная парадная зала дворца с роскошной обстановкой.
Изображение
Недаром У.Черчилль,зная Воронцова как англомана,облюбовал именно его дворец в качестве своей резиденции во время прохождения Ялтинской мироной конференции в 1945 г.Обстановка так называемой "голубой" спальня дворца:
Изображение
Парковая аллея:
Изображение
Цветы в саду:
Изображение
Парковая терраса с видом на Ай-Петри:
Изображение
Вид на дворец с высоты птичьего полета:
Изображение
Фонтаны:
Изображение
Вид на Алупку с моря:
Изображение
Отдых в парковой зоне:
Изображение
Портрет жены графа-красавицы полячки Елизаветы Браницкой-адресата стихотворений и возлюбленной А.С.Пушкина.
Изображение

К прибрежью моря длинная аллея
Ведет вдали как будто в небосклон:
Там море подымается, синея
Меж позабытых мраморных колонн.
Там на прибой идут ступени стройно И львы лежат, как сфинксы, над горой; Далеко в море важно и спокойно Они глядят вечернею порой...


И. А. Бунин

"... Но кто не видел в лунную ночь Алупки, тот не может постигнуть всех ее очарований. Надо встретить на ее террасах полный месяц, когда багровым щитом выплывает она из темной пучины и постоянно серебрится, всходя по воздушному пути, пока во всю ширину моря не заискрится от него огненный столб. Тогда бледным лицом своим взглянет он на фантастические палаты Альгамбры, вызванные из вечернего сумрака. Из Альгамбры из полусвета и полумрака, под живописными сводами ее арабесок, вглядитесь в очаровательную картину. Вам послышится неумолкаемый шум фонтанов, плещущих о мраморные чаши, под шум которых бодрствуют львы"
(Новоросийский календарь за 1859 г.Алупка).

Однажды в Риме в 1844 году Е. К. Воронцова выиграла в лотерею пейзаж Сильвестра Щедрина "Вид в Сорренто" и тут же отправила его в Алупку. Пейзаж импонировал владельцам тем, что напоминал так похожую на Крым Италию и тем, что изображал на вершине скалы дом знаменитого поэта XVI века Торквато Тассо, чьи сочинения, начиная с прижизненных изданий, хранились в библиотеке Воронцовых. Копию с этой картины сделал И. К. Айвазовский. И сделал скорее всего в Алупке, куда его часто приглашали и где хранились его первые ученические работы. В честь великого мариниста назвали скалу у берега моря. С нее он написал вид дворца во время иллюминации. Эта картина пропала во время войны. Сейчас в Ситцевой гостиной экспонируются четыре пейзажа Южного и Восточного берега Крыма Айвазовского из поступлений музея первых лет революции.
Голубая гостиная дворца с ее праздничной атмосферой являлась идеальным местом для устройства домашних спектаклей. Из выступов выходила на шарнирах дубовая ширма, которая делила пространство на зрительный зал и сцену. Сколько славных в истории России лиц видели эти стены. Здесь читали свои стихи В. Жуковский, Я. Полонский, В. Бенедиктов, А. Толстой, а в зале сидели адмиралы М. Лазарев, С. Макаров, П. Нахимов. Сюда приглашались знаменитые виртуозы-музыканты и певцы итальянской оперы.

В теплые летние вечера на веранду открывались балконные двери, и тогда можно было пройти в еще один, открытый на просторы моря зал Альгамбру. Все же не случайно Э. Блор обозначил его нишу словом "Salon". Там стояли скульптуры и растения в кадках и довольно часто давались концерты. В 1863 году здесь последний раз в своей жизни выступил великий русский актер М. Щепкин. С этого момента концерты в Алупке стали носить более демократичный характер. Устраивались благотворительные вечера, собирались деньги на нужды туберкулезных больных. Теперь среди зрителей можно было увидеть разночинную интеллигенцию.

"... Последний концерт состоялся в конце сентября в Алупке под звездами на залитой лунным светом террасе Воронцовского дворца. Дул слабый ветер, шелестели листья олеандра, внизу медленно дышало море. Публика разместилась на перилах и ступеньках террасы. На рояле не зажигали свеч. Шаляпин пел арию короля Ренэ, Рахманинов играл свою "Мелодию..."(Кн.Горчакова Е."Воспоминания о Крыме",1883)

В конце века Алупка стала буквально местом паломничества писателей, поэтов, художников. Приезжали сюда И. Левитан, А. Боголюбов, И. Шишкин, В. Суриков, А. Лентулов, В. Борисов-Мусатов. Однажды на последнем концерте во время гастролей Мамонтовской оперы в августе 1898 года тут присутствовали М. Горький, А. Чехов, И. Бунин. В одном дуэте выступили Ф. Шаляпин и С. Рахманинов.

К концу XIX века в коллекции библиотеки дворца М.С.Воронцова насчитывалось около 25 тысяч томов книг по различным отраслям знаний, она отражала состояние науки и культуры в Европе XVIII - первой половины XIX века. Собрание охватывало редкие рукописи, сочинения по философии, истории, праву, естествознанию этого времени. Большое место в нем занимали французские издания - сочинения Вольтера, Руссо, Дидро, Прево, книги по истории наполеоновских войн, мемуарная политическая литература. Среди английских книг большой интерес представляло собрание всех речей, произнесенных в английском парламенте со времени его основания, подборка сатирического журнала "Панч". Русских изданий немного, но они чрезвычайно ценны, ибо относятся к просветительской литературе XVIII века, - это сочинения М. Ломоносова, А. Сумарокова, И. Голикова. К библиотеке относились коллекции рукописных нот, гравюр, географических карт, архитектурных чертежей.
В саду и в парковой зоне хозяин имения устроил фонтаны с барельефами по образцу знаменитого Фонтана Слез в Бахчисарае:
Изображение

В Парадном вестибюле обращает на себя внимание коронационное изображение Екатерины II, созданное кистью русского художника XVIII века Ф. С. Рокотова:
Изображение

Допущенный в 1762 году писать с натуры императрицу, он получил от нее милостивое разрешение повторить портрет, да и всем другим приказывалось писать лик императрицы "как у Рокотова". Этот вариант, в свое время предназначенный для Запорожского войска, после некоторых мытарств попал в коллекцию Воронцовых:

"... Сей портрет был пожалован Ея Величеством запорожскому войску - по уничтожении Сечи, он был затерян, потом найден архиепископом Екатеринославским Гавриилом в селе Покровском и подарен Его Преосвященством графу Михаилу Семеновичу Воронцову... "


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
 Заголовок сообщения: Re: Воронцовский Дворец в Алупке (Крым)
СообщениеДобавлено: 26 дек 2008, 21:23 
Не в сети
Полковник
Полковник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 авг 2007, 17:22
Сообщения: 4420
Откуда: Львов
Аксонометрия всего Воронцовского дворцово-паркового комплекса:
Изображение
Изображение
Автор: Александр Седак,
источник: книга «Прогулка по Крыму» : Путеводитель – Киев. : издательство “Балтия Друк”, 2003 г. – 224 стр. :
ил. Автор – Юлия Ференцева. ISBN 966-96041-8-4.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Воронцовский Дворец в Алупке (Крым)
СообщениеДобавлено: 26 дек 2008, 22:59 
Не в сети
Лейтенант
Лейтенант
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 14 ноя 2008, 20:52
Сообщения: 635
Откуда: Lemberg
Да,парк имения огромный по площади и великолепен по растительности.За один заход его сложно обойти:тут и озера,и водопады,и хаос (хаотично разбросанные осколки скальных пород).
Почти каждый летний сезон парк и сам Дворец служат павильоном для съемок фильмов и мюзыклов.Очень уж живописное место.


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
 Заголовок сообщения: Re: Воронцовский Дворец в Алупке (Крым)
СообщениеДобавлено: 26 дек 2008, 23:12 
Не в сети
Полковник
Полковник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 авг 2007, 17:22
Сообщения: 4420
Откуда: Львов
Жаль только, что в большинстве своём, качество этих мюзиклов, мягко говоря, не соответствует тем естественным декорациям, на фоне которых их снимают :(

olegin писал(а):
Отдых в парковой зоне:
Изображение


Помню лично, как в 1977 году в этом парковом пруду плавали живые осетры !!!!
Об этом вряд ли помнит даже большинство современных дворцовых экскурсоводов.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Воронцовский Дворец в Алупке (Крым)
СообщениеДобавлено: 01 янв 2009, 17:49 
Не в сети
Лейтенант
Лейтенант
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 14 ноя 2008, 20:52
Сообщения: 635
Откуда: Lemberg
A_Wolkoff писал(а):
Жаль только, что в большинстве своём, качество этих мюзиклов, мягко говоря, не соответствует тем естественным декорациям, на фоне которых их снимают :(

Они априори по жанру не претендуют на что-то серьезно-драматическое.Но Горов,ИМХО,все же мастер своего дела и не только как клипмейкер. ;)

olegin писал(а):
Отдых в парковой зоне:

Помню лично, как в 1977 году в этом парковом пруду плавали живые осетры !!!!
Об этом вряд ли помнит даже большинство современных дворцовых экскурсоводов
.

На моей памяти (а это 1999 г) в прудах плавали золотые рыбки.

Добавлено спустя 5 дней 3 часа 18 минут 35 секунд:
Воронцовский лев с шаром:

Изображение


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
 Заголовок сообщения: Воронцовский Дворец в Алупке Крым
СообщениеДобавлено: 04 июн 2009, 3:55 
Не в сети
Призывник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 29 май 2009, 19:30
Сообщения: 1
Откуда: Россия
Конечно нет
к нему и торкатся не розрешают...
Говорят этот стол находился в какомто пансионате и его уже собирались выбрасывать.
Потом оказалось, что это очень старый стол и стоит он много тысяч долларов. Его отреставрировали и поставили в одну из комнат Воронцовки.


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
 Заголовок сообщения: Re: Воронцовский Дворец в Алупке (Крым)
СообщениеДобавлено: 26 дек 2009, 23:22 
Не в сети
Полковник
Полковник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 авг 2007, 17:22
Сообщения: 4420
Откуда: Львов
Дворец с юго-запада. Вид с одной из нижних террас, из парка:

Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Воронцовский Дворец в Алупке (Крым)
СообщениеДобавлено: 15 фев 2013, 19:29 
Не в сети
Полковник
Полковник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 авг 2007, 17:22
Сообщения: 4420
Откуда: Львов
Добавлю пару интерьерных видов:

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 8 ] 

Часовой пояс: UTC + 2 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
free counters