Вообще, "хабар" не самоцель. Знаю людей, занимающихся "копом" профессионально. Так вот они копают совсем в других местах, на стыке Донецкой и Харьковской областей. Там действительно переспективные места на предмет трофеев. А тут ребятня за столько лет скорее всего все интересное, если оно было, давно выгребла. Да и бомжи наверное постарались. Просто увлекаюсь историей Второй мировой войны, а тут такие экспонаты.
А на счет того, что объект врос в землю прилично, то тут
alex welt скорее всего прав. Есть сообщение старожила, что сооружение было почти в человеческий рост. Буду проверять.
Добавлено спустя 59 минут 9 секунд:"Фашисты удерживали Краматорск
как важный стратегический пункт и сильно его укрепили, особенно
территорию заводов и берега реки Казенный Торец. За долгие месяцы
оккупации фашисты прекрасно изучили город и использовали ландшафт
местности для создания сильно укрепленных оборонительных сооружений:
многочисленных дотов, дзотов, бетонированных колпаков. На окружающих
город высотах - холмах установили пушки дальнобойной артиллерии.
Подступы к городу были заминированы. Противотанковые рвы и заграждения
также создавали определенные сложности для наших войск.
...
После взятия завода наше подразделение получило задачу взять гору. Она
была белая. Мы ее прозвали "Меловой". А может быть, это была белая
глина. Тяжелые бои у нас разгорелись на этой самой горе. Здесь
оказался сильно укрепленный участок. Были металлические колпаки, доты,
дзоты. Но после хорошей артподготовки и участия танков удалось выбить
противника."
http://reibert.info/forum/archive/index.php/t-7677.htmlПища для размышлений... Вполне возможно, что сохранились еще какие-либо оборонительные сооружения, кроме 3, мне известных. Жаль свободного времени ну просто в обрез
Добавлено спустя 19 часов 45 минут 8 секунд:Уважаемые коллеги, вопрос по этой теме. Могла ли в немецких, или американских архивах сохраниться карта укреплений Вермахта 43-го года в окрестностях Краматорска?
Добавлено спустя 4 дня 21 час 17 минут 14 секунд:Вчера побывали на месте.


Привожу фото объекта с участниками поиска для демонстрации габаритов сооружения.


Вот через этот пролом в кирпичной кладке основания мы еле-еле протиснулись внутрь. Кстати, по рассказам местных жителей этот пролом предположительно ровесник боевых действий. По крайней мере в 1945 г. он был точно.

Всевозможного хлама и мусора внутри меньше, чем предполагалось. Следов активного отдыха деклассированного элемента, после трудов праведных, не замечено.

Внутри стоим в полный рост. Мой рост 178 см.

Оказалось, что амбразурами оснащены все четыре стороны ЖБ колпака. Просто две засыпаны землей при строительстве дороги.



А вот и действующие.



В углу сооружения, который снаружи засыпан землей, обнаружен ход, ведущий вниз и налево. Изрядно засыпан землей. Предполагаю, что это и был вход. Местные жители по-поводу этого входа ничего не могли толком вспомнить, говорили что проникали туда через пролом, и много гильз валялось.




Верхняя часть сооружения повреждена, видна арматура диам. 12 мм.
Видя нашу суету и манипуляции с рулеткой, подтянулись местные жители. Рассказали массу интересного. Из рассказа местных жителей: по генплану дорога должна была проходить как раз по точке. Были попытки разрушить объект. Для этого была выкопана рядом яма, в которую предполагали его спихнуть. "Трудился" бульдозер, еще какая-то техника, но результатов ноль. Потом пригнали бригаду строителей с отбойными молотками, тарахтели неделю, но на этом и закончили. Тогда начальство плюнуло, жителей заставили перенести заборы участков и дорога прошла немного левее. А яму, в которую хотели спихнуть, так и не зарыли. Туда свалилась девочка на велосипеде и тяжело травмировалась. А верх колпака был типа усеченной пирамиды, с уступами. Это его работяги с отбойными молотками так покалечили.
Результаты измерений.ЖБ колпак. Наружный размер - 5100 на 5100 мм. Внутренний размер - 3000 на 3000 мм. Наружный размер боковой стороны - 5100 на 900 мм. Внутренний размер боковой стороны - 3000 на 450 мм. Наружный размер амбразуры - 2800 на 350 мм. Внутренний размер амбразуры - 400 на 200 мм. Амбразурных уступов - 5 шт. Расположение амбразуры относительно боковой стороны - симметричное. Внутренняя высота купола - 750 мм.
Основание. Материал - красный кирпич. Внутренний размер - 3000 на 3000 мм. Наружный размер - 4500 на 4500 мм. Высота - ? Ширина хода сообщения - 870 мм.
Не успел еще выполнить чертеж сооружения. Только справлюсь - выложу.
Уважаемые коллеги, может кто-либо встречал такие сооружения? Может есть ссылки на литературу, фотографии и т.д. Буду очень обязан. Спасибо.