Украинский историко-фортификационный форум

relicfinder.info
Текущее время: 22 май 2019, 20:38

Часовой пояс: UTC + 2 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 29 ]  На страницу 1, 2  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Береговая артиллерийская батарея № 411
СообщениеДобавлено: 13 янв 2008, 15:10 
Не в сети
Лейтенант
Лейтенант
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 авг 2007, 20:19
Сообщения: 589
Откуда: Киев
411 батарея начала строиться в мае 1934г. и была готова к июню 1936г. основной объём работ, как земляных, так и железобетонных, осуществлялся вручную двухтысячным коллективом строителей УНР-87. одновременно шло обучение личного состава овладением сложной боевой техникой, слаженности и взаимодействию всех подразделений батареи.

В июне 1936г. правительственная комиссия приняла батарею с оценкой "отлично" и констатировала, что личный состав в совершенстве овладел боевой техникой.

Батарея состояла их трёх 180-мм орудий с дальностью стрельбы до 40 км. Кроме них здесь находился отдельный зенитный взвод: отделение зенитных пушек - 3 орудия 45 мм и отделение зенитных пулемётов - 3 счетверённых пулемёта 7,62 мм. Личный состав батареи насчитывал 356 человек.

В целом батарея представляла собой сложный комплекс сооружений с множеством служб. Сооружения, построенные на глубине от 10 до 23 м, опоясывались двумя слоями бронированной стали толщиной 30 мм, а толщина железобетона в отдельных местах доходила до 1 м 75 см. В то время не было оружия, способного разрушить подобные сооружения. Под толщей земли, железа и бетона находился целый городок со своей электростанцией, радиотелефоном, сложной системой вентиляции, откачки грунтовых вод, котельной установкой, водопроводом, артезианской скважиной, паровым отоплением, помещениями для личного состава, складами для топлива, продовольствия и боеприпасов.

На поверхности, в железобетонных канонирах находились лишь орудия с надстроенными сверху металлическими домиками, имитирующими крестьянские хаты для маскировки. Все 3 орудийных дворика были соединены между собой подземным проходом, кроме того, батарея имела центральный пост наводки, который находился на командном посту на берегу моря, соединённом подземным ходом через силовую станцию (трёхэтажное здание под землёй и бетоном с тремя мощными дизелями) с орудиями.

Для дезинформации противника в 500 м в сторону Черноморки была сооружена ложная батарея с макетами орудий из брёвен.

Первый залп по фашистам 411-я батарея нанесла в 9.00 5 августа 1941г. В то время наше командование получило разведданные о том, что в Аккерманской крепости скопилось большое количество гитлеровцев. Командир батареи капитан Иван Николаевич Никитенко получил приказ: огнём орудий главного калибра уничтожить вражескую группировку.

Высота траектории полёта снаряда при стрельбе на предельную дальность составляла 18 км, поэтому, когда первые снаряды, падавшие почти отвесно, взрывались на территории крепости, фашисты решили, что их бомбит советская авиация. Был открыт заградительный огонь из всех видов противовоздушных средств, но снаряды продолжали рваться, сея панику и смерть в стане врага. Операция, намеченная фашистами была сорвана. Командир батареи капитан И.Н.Никитенко получил благодарственную телефонограмму от Командующего Южным сектором обороны Одессы.

В период обороны Одессы крупных военно-морских сил врага на Чёрном море не было, а наши сухопутные войска имели ничтожно мало артиллерии (немногим более трёх орудий на 1 км фронта), поэтому береговые батареи перенесли огонь для поддержки сухопутных войск, с целью уничтожения живой силы, артиллерии, танков, командных пунктов и других объектов противника.

411 батарея береговой артиллерии за период обороны Одессы произвела 220 боевых стрельб, в том числе:

- по скоплению живой силы и техники - 108,
- командным и наблюдательным пунктам - 24,
- артиллерийским батареям - 72,
- автомашинам и танкам - 16.

Израсходовано 2119 снарядов, на голову врага было сброшено более 200 тонн смертоносного груза и уничтожено более 3000 вражеских солдат и офицеров и много боевой техники. В ночь на 16 октября батарея огнём орудий прикрывала отход наших войск из Одессы. В ту ночь было израсходовано 230 снарядов. В 4 ч утра 16 октября 1941г. по приказу командования батарея была взорвана ( для уничтожения батареи было израсходовано 2т тола), личный состав эвакуирован в Севастополь. Так закончила своё существование 411 батарея, внеся достойный вклад в семидесятитрёхдневную оборону Одессу.

Решением Одесского областного Совета народных депутатов № 381 от 28.07.1971г. взято под государственную охрану историческое место, где была огневая позиция батареи береговой обороны № 411.

Идея создания Мемориала принадлежит ряду трудовых коллективов, общественным организациям города Одессы. Их призывы в феврале 1975г. были опубликованы в "Вечерней Одессе", инициатива была одобрена Одесским городским и областным комитетами Компартии Украины. Был создан Штаб Горкома партии по строительству Мемориала. Значительный вклад в создание, развитие и совершенствование Мемориала внесли предприятия и учреждения нашего города, Институт сухопутных войск, воины Одесского гарнизона, военные моряки и общественные организации города-героя Одессы.

Основная цель создания Мемориала- увековечить память защитников и освободителей Одессы от фашистских захватчиков и военно-патриотическое воспитание молодёжи.

Торжественное открытие Мемориала состоялось 9 мая 1975г. в день 30-летия Победы над фашизмом.

В 1983г. удалось разыскать в Советской Гавани родную сестру тех пушек, которые громили фашистов в суровые дни обороны нашего города, и через весь Советский Союз на 4-х железнодорожных платформах в разобранном виде привезти в Одессу и установить частями 250-тонным краном.

С фронтальной части 2-го орудийного дворика установлены мемориальные плиты: слева- полный перечень соединений и частей, принимавших участие в героической обороне Одессы, справа- перечень соединений и частей (27) за мужество и героизм, проявленные при освобождении Одессы в апреле 1944г., удостоенных звания "Одесских".

В день 45-летия освобождения Одессы от фашистских захватчиков весной 1989г. ветераны ВОВ, воины-интернационалисты, труженики предприятий и учащиеся школ г.Одессы посадили параллельно позиции 411 батареи, как преемственность поколений 168 каштанов- в память об одесситах, погибших в Афганистане, назвав её Аллеей памяти воинов-интернационалистов.

_________________
Si vis pacem, para bellum


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 13 янв 2008, 15:15 
Не в сети
Лейтенант
Лейтенант
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 авг 2007, 20:19
Сообщения: 589
Откуда: Киев
Изображение

Орудийный дворик 1-го орудия.

Изображение

Автор возле артиллерийской установки МО-1-180.

Остальные фотки можно видеть здесь


http://ukrfort.io.com.ua/album84684

_________________
Si vis pacem, para bellum


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 15 фев 2008, 16:24 
Не в сети
Рядовой
Рядовой

Зарегистрирован: 15 фев 2008, 15:29
Сообщения: 21
Откуда: Россия
Набрел на 180-мм батарею на форуме, вроде единственное место для моего вопроса, чтоб новую тему не заводить.
Кто что знает про 180-мм батарею №431 в Батуме? В "толстом" Широкораде свдений о ней нет.
Мне нужны сведения о типе ее погреба. Если нет прямых данных, то хотя бы временные рамки строительства с точностью до года и ориентировочное время принятия решения о строительстве. Это хоть как-то может указывать на тип дворика и погреба.

В общем типов дворика для 180-мм орудий я выделяю 2 с половиной.
1-й - это условно проект 1929г - Керчь, Одесса и ТОФ строительства 1932-35г.

2-й проект - в моем представлении это пока только бат. 925 в Совгавани (я и хочу точнее определить ее место в эволюционном ряду типов 180-мм погреба).
Если на 411-й, 412-й, 29-й и т.д. все погреба уровнем ниже дворика, только верхняя часть элеватора в бруствер выходит, то в Совгавани ВЕСЬ снарядный погреб в бруствере, и элеваторы не нужны. (Внизу там только заряды, подаются вручную.) Само оборудование погреба на 925-й тоже существенно отличается от первого проекта.
В самом погребе рольганг в обе стороны, как и в первом проекте (хотя снарядные стеллажи иные), а дальше все абсолютно по-другому: транспортерная лента на электроприводе, снаряд сам разворачивается и торчком подается в приемный уже стол за стену, в дворик.

А тип 2 с половиной - это тот же что и 2-й по оборудованию, но окно подачи из снарядного и из зарядного погреба одно (в Совгавани же, как и в первом проекте, подача с обоих сторон), и вообще все это в одном уровне, ибо это по бетону совершено иной дворик - КОЛЬЦЕВОЙ, это бат. №317 в Моонзунде, и бат. 110 на ТОФ.

Про послевоеные 180-мм (Порт-Артур и Камчатка) ничего не знаю.


Последний раз редактировалось Ivanoff 17 фев 2008, 9:41, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 15 фев 2008, 16:50 
Не в сети
Рядовой
Рядовой

Зарегистрирован: 08 фев 2008, 14:31
Сообщения: 18
431-я , вид с Гугля http://maps.google.com/maps?t=h&hl=ru&i ... 03616&z=18 :lol:

На Фортификейшене про 180-мм батареи было много ...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 15 фев 2008, 18:13 
Не в сети
Рядовой
Рядовой

Зарегистрирован: 08 фев 2008, 14:31
Сообщения: 18
http://www.fortification.ru/forum/index ... =0#msg5633
Цитата:
...Постановление РВС СССР от 28 апреля 1931 г. Именно в нем впервые идет речь о строительстве на Черном море 180-мм батарей:

- Керчь - 4-орудийная открытая (срок готовности - 1932 г) и 4-орудийная башенная (срок готовности - 1933 г).

- Батуми - 4-орудийная открытая (срок готовности - 1933 г).



Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 15 фев 2008, 22:47 
Не в сети
Рядовой
Рядовой

Зарегистрирован: 15 фев 2008, 15:29
Сообщения: 21
Откуда: Россия
Надо же, и Гугель сгодился.
Дворики не кольцевые, с бруствером впереди.
Сам бруствер слишком широкий для первого советского проекта 180-мм орудийного блока, скорее всего в нем погреб и прячется. Т.е. это что-то близкое к блоку бат. 925 в Совгвани, а вероятнее всего оно и есть. Отличие только в том, что крылья блока сильно не доходят до оси орудия (на 925-й что-то вроде пристройки к брустверу, доходящей до оси орудия, т.е. дворик охватывает орудие почти на 180 гр, а на 431-й нет. Вероятно, Батумский дворик чуть старше, в Совгавани чуточку усовершенствованный от него).
Исходя из типа дворика, Батум должны были строить с 1936г, и довольно быстро ввести в строй, году в 1938.

Так что очень и очень сомневаюсь, что Батумская бат. 431 построена по пост. РВС 1931г, подумаешь - еще одно постановление принять. Сплошь и рядом.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 16 фев 2008, 4:23 
Не в сети
Рядовой
Рядовой

Зарегистрирован: 08 фев 2008, 14:31
Сообщения: 18
Ну , тогда для сравнения :shock:

Сов.Гавань ( кажется эта ? ? ?) http://maps.google.com/maps?t=h&hl=ru&i ... 03616&z=18

Керчь http://maps.google.com/maps?t=h&hl=ru&i ... 03616&z=18

Владивосток ( 982-я ) http://maps.google.com/maps?t=h&hl=ru&i ... 03616&z=18

Ну а для зкзотики - Петропавловск-Камчатский ( послевоенная )
http://maps.google.com/maps?t=h&hl=ru&i ... 07231&z=17


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 16 фев 2008, 6:50 
Не в сети
Рядовой
Рядовой

Зарегистрирован: 15 фев 2008, 15:29
Сообщения: 21
Откуда: Россия
Алексей К.
С Совгаванью Вы не попали ни в коем случае, ни по типу дворика (это же обычный подковообразный с нише-погребами справа и слева, ну явно меньшего калибра, 152-130-100, все перечисленные в Совгавани тоже есть), ни по месту – это что-то другое, вероятно м.Бурный – но там я не был бо запретка глухая – нефтяной и угольный терминалы запирают подход. А 180-мм №925 стоит довольно далеко от берега, ее позиция в общем-то закрытая, это примерно в 2,5 км на запад от м.Веселый (собственно на Веселом КП), ну еще речка и б.Чум как ориентир.

982-я из космоса дает типичный блок обр. 1931 (про то что он ~ «обр. 29г», я скорее всего приврал), очень четкие и однозначные тени – эта батарея довольно фотогенична, удобно по свету стоит, в общем.

Керчь тоже неплохо просматривается и идентифицируется.

А в Петропавловске тип дворика я идентифицировать не могу почему-то.
Вообще, у меня с этими Гуглями некоторые проблемы, слишком медленно шеволится по моим «сетям». Если учесть, что непонятно вообще, насколько Вы угадали с калибром и какую батарею нашли, надо самому много смотреть эти места, что для меня не очень реально.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 16 фев 2008, 8:25 
Не в сети
Рядовой
Рядовой

Зарегистрирован: 08 фев 2008, 14:31
Сообщения: 18
А Петропавловск уже под МУ-1 :roll:
http://www.fortification.ru/upl2007/180_bez.jpg

Вторая батарея МУ-1 , в Порт-Артуре нигде ещё не "засветилась" , даже в Гугле :wink:


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 16 фев 2008, 9:54 
Не в сети
Старшина
Старшина

Зарегистрирован: 18 окт 2007, 13:17
Сообщения: 190
Откуда: Владивосток, Россия
Кооллеги, и кому это здесь привиделась батарея МУ-1?

Разве 180-мм орудия сажают так близко к урезу воды и так тесно (это ведь послевоенная посадка)?

Да и сами орудия (разглядел при увеличении) - это же скорее всего 130-мм установки Б-13 в коробчатых щитах, а может быть и 100-мм Б-24.

Так откуда пошла эта ошибочная идентификация?

_________________
Владимир Калинин


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 16 фев 2008, 10:42 
Не в сети
Рядовой
Рядовой

Зарегистрирован: 15 фев 2008, 15:29
Сообщения: 21
Откуда: Россия
Алексей К.
По представленной Вами ссылке – наиболее вероятно, 130-мм батарея.
Во-первых, посадка – недалеко от берега, совершенно открытая позиция, да еще и позиция довольно плотная, скученная. Непохоже на 180-мм (да еще послевоенную!) по посадке. Начиная с 1940г орудия таких систем ближе чем в 100м друг от друга не ставили.
Во-вторых, сами орудия напоминают именно 130-ку – в коробчатом щите. Возможно, это вообще Б-24. Правда, разрешения не хватает, чтобы сказать об этом точнее.
Кстати, а как выглядит МУ-1? По моему, ейный щит должен быть похож на щит 152-мм МУ-2, такой несколько вытянутый с характерным козырьком. Что-то среднее между МУ-2 и ЖДАУ ТМ-1-180. Намеков на это я на фото не вижу.
В общем, сопутствующие вопросы вопросами и остались пока.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 16 фев 2008, 13:15 
Не в сети
Рядовой
Рядовой

Зарегистрирован: 08 фев 2008, 14:31
Сообщения: 18
Ну так , Владимир Иванович ... Просмотрел ( http://www.fortification.ru/upl2007/P-K_bat.jpg ) , что там ещё есть :oops: :oops: :oops:

Тут дело такое , что , каюсь , из Гугля место позиции выложено мной ... Карта подтверждает ... но на основе ЧЕГО она ... хз ... правда RDX не протестовал


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 16 фев 2008, 13:27 
Не в сети
Старшина
Старшина

Зарегистрирован: 18 окт 2007, 13:17
Сообщения: 190
Откуда: Владивосток, Россия
Да, похоже по месту, что это батарея № 502 на м. Безымянный на четыре 130-мм пушки. А 180-мм батарея МУ-2 по этой схеме намного дальше от берега находится и это вполне правдоподобно.

_________________
Владимир Калинин


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 17 фев 2008, 4:42 
Не в сети
Рядовой
Рядовой

Зарегистрирован: 15 фев 2008, 15:29
Сообщения: 21
Откуда: Россия
Вот только на схеме по ссылке 502-х батарей две штуки. Выбирай любую:-)))
Впрочем, вопрос о привязке места батареи, что была на фотографии, решается хорошо. По сводной таблице 502-я сидит у м.Безымянный, и в некотором отдалении от «южной» 502-й такой мыс есть. (А вот у батареи, что нанесена у м.Маячный, номерок явно другой, она какая-то лишняя к 1945г.)
А место на карте около настоящей, южной 502-й, очень хорошо согласуется с рельефом, который был на снимке с предположительными 130-ками.
Для бат. 41 место выше 502-й – вполне. По крайней мере сектор обстрела не затеняется рельефом, и не на склоне, как на ладони.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 17 фев 2008, 5:41 
Не в сети
Старшина
Старшина

Зарегистрирован: 18 окт 2007, 13:17
Сообщения: 190
Откуда: Владивосток, Россия
Да, на схеме явная опечатка. Батарея "Ссеверная 502-я" - это 501-я батарея у м. Первый. А "Южная 502-я", это настоящая 502-я. Все легко колется по книжке Крепость Россия, Вып. 2.

_________________
Владимир Калинин


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 17 фев 2008, 7:35 
Не в сети
Рядовой
Рядовой

Зарегистрирован: 15 фев 2008, 15:29
Сообщения: 21
Откуда: Россия
Раз уж у нас тут про все 180-мм батареи сразу (и не только про них), немного продолжим.
По записям выясняются некоторые планы 1935г. Планировали:
«...возобновление работ по 180-мм батареям южно-кавказского побережья и башенной батареи в Керченском проливе... необходим отпуск в 1936-37 гг 35.050.000 рублей.»
Судя по всему, бат. 431 в Батуме из этой серии – что-то профинансировали, хотя и не всё.

Еще в 1935г на след. год планировали на ЧФ построить сеть ЦУПов, и работы по КП коменданта Крымского УР.
Также значится на 1935 г утверждение генпланов батарей Черного моря №№ 101, 102, 29 и 25. Кстати, что подразумевается под батареей 25? Это та самая непостроенная 180-мм башенная? Вопрос на утверждение Наркомом, однако... (Хотя так и не построили – RDX как-то интересовался, к чему привело постановление КО по началу работ по этому объекту, но вроде, так и не выяснилось, с какой формулировкой от этого поручения отбрехались.)

Да, а про «мою» 925-ю батарею в Совгавани в 1935г в феврале планировали тоже утвердить генплан. Правда, ко времени реального строительства там много чего поменялось, в т.ч. и строительный №, и посадка, головняков было много с ней, до осени 36г обсуждали, как ее делать.
Хотя прототип проект блока по ней, отличный от того, что возводилось с 1931г, на самом деле появился одновременно с проектами 180-мм блоков для ДВ, летом 1932г.

Владимир Калинин
А есть уверенность, что северная 502-я это 501-я? Все ж от м.Первый далековато, то что на Первом - оно на нем и сидит, полагаю. Т.е. эта отметка либо полностью ошибочна, либо на 1945г ее просто не было появилась позднее.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 17 фев 2008, 7:49 
Не в сети
Старшина
Старшина

Зарегистрирован: 18 окт 2007, 13:17
Сообщения: 190
Откуда: Владивосток, Россия
Да нет, топопривязка по ближайшему мысу вовсе не означает, что батарея прямо на этом мысе и сдела. На том же мысе Первом значится и 425-я башенная батарея, но она уж точно не на самом мысе сидит.

Так что 501-я это, на севере, просто других 130-мм батарей там не было.

_________________
Владимир Калинин


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 17 фев 2008, 9:11 
Не в сети
Рядовой
Рядовой

Зарегистрирован: 08 фев 2008, 14:31
Сообщения: 18
Ну что , ЭТО хотя бы Сов.Гавань , 925-я ? ? ? Посадка фронтом практически на восток ...

http://maps.google.com/maps?t=h&hl=ru&i ... 03616&z=18

:wink:


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 17 фев 2008, 9:40 
Не в сети
Рядовой
Рядовой

Зарегистрирован: 15 фев 2008, 15:29
Сообщения: 21
Откуда: Россия
Владимир Калинин
У бат. 501 специальная задача, контроль за Халактырским пляжем, как я понимаю. С Маячного она этой задаче просто не сответствует, слишком далеко, только до м.Первый не менее 8 км набегает, да сам пляжик заметно более 10 км. А там еще посреди этого Халактырского пляжа в 1941г лепили опорный пункт, в устье р.Котельная, и не за 15 км его поддерживать.

Алексей К.
На этот раз - попадание! Именно 925-я, сомнений нет.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 17 фев 2008, 11:39 
Не в сети
Рядовой
Рядовой

Зарегистрирован: 15 фев 2008, 15:29
Сообщения: 21
Откуда: Россия
Владимир Калинин
Заглянул в карту, посчитал – все встало на своим места.
От оконечности м.Первый до устья р.Котельной 28 км. Т.е. из р-на м.Первый, если поставить батарею в 3-5 км северо-восточнее его, устье р.Котельной можно достать на пределе дальности 130-ки. От м.Первый до м.Маячный – это еще 8 км накинь, итого от м.Маячный до р.Котельная 36км, т.е. вообще никак.
Может быть, поддержка ОП в устье Котельной вообще не входит в планы?
А теперь – секретное оружие – (у Калинина оно тоже есть) – табличка с координатами. Там широта довольно грубая, без секунд, поэтому посадил в море, но менее 1 км от берега, и точно под м.Первый, а от м.Маячный вынос и широты и долготы 5,5-6 км. К размышлению. Если в широтной координате батареи хотя бы секунд 35 есть, то позиция просто нормально сядет на берег.
Так что на схеме посадка 502-я «северная» (она же бат.№ 501) на м.Маячный неверна. Либо там 45-мм батарея, либо что-то послевоенное. Либо вообще ничего.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 29 ]  На страницу 1, 2  След.

Часовой пояс: UTC + 2 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
free counters