Украинский историко-фортификационный форум

relicfinder.info
Текущее время: 16 дек 2018, 13:00

Часовой пояс: UTC + 2 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 7 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Минский УР
СообщениеДобавлено: 28 дек 2016, 16:37 
Не в сети
Старший лейтенант
Старший лейтенант
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 ноя 2007, 22:12
Сообщения: 778
Откуда: Винница
Миниский укрепрайон, на мой взгляд, весьма любопытен по следующим причинам:
- Во-первых, он интересен с инженерной точки зрения, как комплекс фортификационных сооружений, возведённый в один период и по одинаковым инженерным решениям с родным для меня Летичевским УРом. В МиУРе, в отличие от ЛеУРа, сохранилось гораздо большее количество внутреннего оборудования ДФС, что позволяет наяву ознакомиться с устройством ДОТов.
- Во-вторых, МиУР интересен с исторической точки зрения, поскольку являлся оборонительной линией столицы Белоруссии Минска. И в июне 1941-го в его полосе происходили кровопролитные бои.
- В-третьих, характер боёв в МиУРе во многом идентичен особенностям боёв в ЛеУРе. Очень много общих деталей и моментов, что позволяет по известным фактам МиУРа воссоздать неизвестные детали истории обороны ЛеУРа.
- И, в-четвёртых, в полосе МиУРа находится единственный на территории бывшего СССР реконструированный фрагмент "Линии Сталина" - одноимённый исторический комплекс, являющийся интереснейшим музеем под открытым небом, где расположены полностью восстановленные ДФС, что даёт возможность в живую изучать этот вопрос.

Резюмируя изложенное, считаю, что информацию по МиУРу стоит вынести в отдельную тему, поскольку это будет и интересно и полезно для украинских исследователей фортификации.

Изображение


Последний раз редактировалось Николай Бабаджанян 28 дек 2016, 17:08, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Минский УР
СообщениеДобавлено: 28 дек 2016, 17:07 
Не в сети
Старший лейтенант
Старший лейтенант
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 ноя 2007, 22:12
Сообщения: 778
Откуда: Винница
Давайте начнём с простого - с данных от Википедии.
Вот, что сообщается там:

Строительство Минского укрепрайона (Минского УР) как фортификационного сооружения началось в 1932 году на основании Постановления СТО СССР от 15 февраля 1932 года.
Полоса района обороны была утверждена решением Народного Комиссара обороны от 11 апреля 1932 года в следующем виде: обвод УР по линии Околово — Плещеницы — Жуковка — Заславль — Койданово — Станьково в составе 6 батальонных районов по 19 сооружений, 4 батальонных районов по 15 сооружений и 7 отдельных ротных районов по 5 сооружений, всего 209 сооружений. После ряда изменений, 1-я очередь укреплённого района к 1938 году состояла из 10 батальонных районов и 7 отдельных ротных районов. Они включали в себя 242 пулемётные огневые точки, 16 пушечных полукапониров на две 76-мм пушки, одно пушечный капонир на 4 пушки и 9 противотанковых огневых точек с башнями от танков Т-26. Всего укрепрайон располагал 644 станковыми пулемётами, 36 единицами 76-мм пушек и 9 единицами 45-мм пушек. Глубина района составляла от километра до пяти с половиной километров. К концу 1938 года укрепрайон был ещё усилен[1].
В том же, 1938 году, было начато строительство Слуцкого укрепрайона южнее Минского. Его полоса проходила по линии Великая Раевка — Тимковичи — Семежево. К осени 1939 года в 5 узлах обороны были возведены 145 сооружений из запланированных к постройке на 1938 — 1939 годы, и осенью 1939 года дальнейшее строительство было законсервировано.[2][3]
В октябре 1940 года Минский и Слуцкий укреплённые районы были объединены в один Минско-Слуцкий укреплённый район и таким образом, полоса обороны района составила около 200 километров.

Изображение

Формирования[править
Как воинская часть сформирован в Белорусском особом военном округе 4 июня 1941 года.
Гарнизон района к началу войны составляли четыре пулемётно-артиллерийских батальона [4]
В действующей армии с 22 июня 1941 года по 28 сентября 1941 года.
24 — 25 июня 1941 года укрепления района заняли также 50-я, 64-я и 100-я стрелковые дивизии. По воспоминаниям командира 64-й стрелковой дивизии:
«Вначале думалось, что нашу участь облегчат ДОТы, но на рекогносцировке выяснилось, что их трудно, а иногда и совсем невозможно использовать по прямому назначению. Специальных войск не было, оружие и приборы наблюдения отсутствовали, связь, свет, вентиляция не действовали. Проволочные заграждения были сняты. Никаких документов (схем расположения огневых средств, управления, карточек огня) у нас не было».
С 26 июня 1941 года укрепрайон и дивизии, занявшие его, вступили в бои и вели их там до последних дней июня 1941 года. Очевидно, что личный состав укрепрайона попал в окружение, какая-то часть личного состава района вышла за Березину
УР расформирован 28 сентября 1941 года (но в составе РККА с 10 июля 1941 года не значится)
Состав
1939 год
По состоянию на октябрь 1939 года
управление (штаб) района
12-й отдельный пулемётно-артиллерийский батальон (до начала войны убыл в Замбрувский УР)
13-й отдельный пулемётно-артиллерийский батальон (до начала войны убыл в Осовецкий УР)
14-й отдельный пулемётно-артиллерийский батальон (до начала войны убыл в Замбрувский УР)
87-й отдельный пулемётно-артиллерийский батальон
101-й отдельный пулемётно-артиллерийский батальон
112-й отдельный пулемётно-артиллерийский батальон (до начала войны убыл в Осовецкий УР)
1941 год
По состоянию на май 1941 года
управление района
16-й отдельный взвод связи
101-й отдельный пулемётно-артиллерийский батальон (3-ротного состава)
102-й отдельный пулемётно-артиллерийский батальон (3-ротного состава)
134-й отдельный пулемётно-артиллерийский батальон (4-ротного состава)
136-й отдельный пулемётно-артиллерийский батальон (4-ротного состава)
163-й отдельный пулемётно-артиллерийский батальон (3-ротного состава)
18 отдельных взводов капонирной артиллерии и 9 отделений противотанковой обороны


Последний раз редактировалось Николай Бабаджанян 30 дек 2016, 1:33, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Минский УР
СообщениеДобавлено: 28 дек 2016, 17:10 
Не в сети
Старший лейтенант
Старший лейтенант
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 ноя 2007, 22:12
Сообщения: 778
Откуда: Винница
Статья В.Каминского по Минскому укрепрайону:

Минский укрепрайон – общая информация
Решение по возведению Минского укрепленного района было принято Постановлением СТО СССР от 15.2.1932 г. Приступить к работам следовало в 1932 г. Командующим войсками БВО Уборевичем 2.3.1932 было представлено оперативно-тактическое решение УР. Оно было утверждено решением Народного Комиссара обороны от 11.4.1932 г. в следующем виде: обвод УР по линии Околово, Плещеницы, Жуковка, Заславль, Койданово, Станьково в составе 6 бат.районов по 19 сооружений, 4 батрайонов по 15 сооружений и 7 отдельных ротных районов по 5 сооружений, а всего 209 сооружений. Далее Народный Комиссар Обороны СССР утвердил план строительства Минского УР на 1932 г. и 1933 с указанием обвода, сопротивляемости бат/районов и долговременных сооружений, объема ассигнований и срока производства бетонных работ с 1.5.32 по 1.4.33 г. Комендантом УР был. назначен Гайлит. Таким образом на 140 км фронта УР приходилось 209 сооружений, т.е. в среднем 1,5 сооружения на 1 км фронта.
С 18.5.32 г. по 21.5.32 г. комиссия в составе Уборевича, Аронштама, Петина, Обысова изменила утвержденный Народным Комиссаром Обороны и проработанный на местности план строительства МиУР, с именно: вместо 209 сооружений предложено возвести 259 сооружений за счет перемены мест, изменения типов, уменьшения толщ бетоне и снижения сопротивляемости (добавлено 40-50 сооружений типа М-4).
Представленный Уборевичем план строительства на 209 сооружений с генеральной картой УР на 259 сооружений, утвержден Народным Комиссаром Обороны 29.5.32 года.
В ходе строительства в течение 1932-1933 года, распоряжением Уборевича было добавлено еще 35 долговременных сооружений, что дало в конечном счете 294 сооружения. Кроме того, 4 сооружения были упразднены, а 36 передвинуты на расстояние до 2-3 км. В среднем это давало 2,1 сооружения на 1 км фронта, увеличивало глубину УР и на более чем 40% повышало плотность огня.
Однако эти изменения были сделаны ценой снижения сопротивляемости отдельных сооружений, привели к распылению сил и средств, и создали производственные затруднения во время работ.
Посадкой долговременных сооружений руководили комендант УР Гайлит (позже - Померанцев) и начальник штаба УР Егорычев, техническое руководство и контроль осуществлял Нач. инженеров УР Загорулько.
Типовые проекты долговременных сооружений и оборудования разрабатывало и давало ИУ РККА. Проектирование отдельных сооружений велось на основании типовых проектов в Управлении Нач.инженеров Укрепрайона, под руководством Нач.инженеров и его помощника по технич.части. Проекты утверждались Комендантом УР.
Бетонные работы были окончены в основном в 1934 году, однако работы по оборудованию сооружений столкнулись с серьезными трудностями (несвоевременная поставка и непоставка оборудования и вооружения, низкое качество оборудования, низкая квалификация лиц, производивших монтаж и содержание оборудования) и практически не были завершены за все время существования УР.
В окончательном виде УР (точнее, его 1-я очередь) состоял из 10 батрайонов и 7 отдельных ротных районов. Его огневая система по окончании постройки 1-й очереди (т.е. до начала работ по усилению в 1938 г) включала 242 пулеметные ОТ на 1-3 амбразуры, в том числе и совмещенные с КП/КНП, 16 пушечных полукапониров на 2 76-мм пушки, 1 пушечный капонир на 4 такие же пушки и 9 противотанковых ОТ с башнями танков Т-26. Всего 644 станковых пулеметов, 36 -- 76-мм пушек и 9 -- 45-мм пушек.
Глубина УР на важнейших направлениях составляла: Околовском 1-2 км, Гайнинском 1,5-З км, Боубльском 2-5,5 км, Заславльском 2-4,5 км., Гораньском 1,5-4,5 км., Койдановском 2-3 км.
В 1936 г. в ГШ РККА разрабатывался план 2-й очереди УР, но реализован он не был.
До 1936 г. гарнизон УР мирного времени составляли 71, 83 и 85 пулеметные батальоны. После реорганизации УР в 1936 году гарнизон составляли 13 пулеметный батальон и пулеметные батальоны 3-х полков 13 стрелковой дивизии (дивизия УР), т.е всего 4 пулеметных батальона. Кроме того, некоторые участки УРа занимались пулеметными дивизионами 3-х погранотрядов. В состав УРа входил артполк, вооруженный, в основном, орудиями устаревших систем, подразделения саперов и связи.
Летом 1937 года в рамках проверки УР западных округов в Минском УР работала комиссия, установившая серьезные недостатки в боеготовности УР и давшая крайне отрицательный отзыв о положении в УРе. Комиссией был даны предложения по усилению УР, гидротехническому и дорожному строительству, полевой обороне, изменению организации войск УР и другим вопросам. Весной 1938 года командир 13 сд (дивизия УР) Вишнеревский был арестован и позже расстрелян, репрессиям подвергся и ряд других офицеров УР.
Работы по доусилению Минского УР начаты согласно директиве ГШ РККА № 74621 сс/ов от 25 июня 1938. В первую очередь производилось артиллерийское доусиление УР, в ходе которго были отрекогносцированы и возведены 9 пушечных полукапониров нового типа на главной полосе обороны (к настоящему времени полевыми исследованиями выявлено 10), а также отрекогносцированы 7 батарей для контрбатарейной борьбы на 4 орудия калибром 107, 122 или 152 мм каждая и возведены убежища для расчетов и погребки для боезапаса (бетонирование орудийных площадок не производилось). Работы были завершены к концу 1938 года.
В 1939 году предполагалось развить Околовский район в узел обороны (УО), возвести один УО на правом фланге, один УО на левом фланге в районе Могильно с отдельным опорным пунктом на р.Уса для прикрытия направления на Узда. Фактически были возведены (точнее, проходят по документации как возведенные) 5 объектов в р-не Саковичи, 5 в р-не Полоневичи и 11 в районе Лунино-Могильно. Работы на Крайнинском рубеже, в р-не Прусинова, Юльяновичах, Ляховичах находились на начальной стадии строительства. Велись работы по оборудованию узлов связи в Юрковичи, Городок (Семков?), лес Максимилово и переоборудованию узла связи Боровая в долговременный.
После ввода войск в Западную Белоруссию работы были прекращены. На основании приказа Военного совета Белорусского фронта от 19 октября 1939 г. была создана комиссия, определившая перечень объектов новой посторойки (указанные выше в р-нах Саковичи, Полоневичи, Лунино, Могильно) и порядок консервации их, а также сооружений старой посторойки. Остальные недостроенные объекты и строительные площадки были разобраны.
На момент работы комисии гарнизон УР составляли пульбаты: 12, 13, 14, 87, 101, 112.
В.Каминский.
Источник: www.stalin-line.by.com

Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Укрепрайоны на территории Белоруси
СообщениеДобавлено: 30 дек 2016, 12:16 
Не в сети
Старший лейтенант
Старший лейтенант
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 ноя 2007, 22:12
Сообщения: 778
Откуда: Винница
Признаться, после нескольких сотен виденных ДОТов, в которых, в лучшем случае остались лишь ржавые балки перекрытия да бронещёки амбразур, мне давно хотелось увидеть ДОТы в, так сказать, их первозданном виде, такими, какими эти сооружения были в июле 1941-го.
Много раз, с вниманием, буквально по деталям, рассматривал представленные в и-нете фото воссозданных сооружений МиУРа в историческом комплексе «Линия Сталина». Тихо завидуя белорусам, что у них есть такой вот музей под открытым небом.
Целые, отремонтированные сооружения, с исправным оборудованием и установленным вооружением!

Кроме того, важным для меня моментом являлось то, что ДОТы Минского УРа возводились по одному проекту и, приблизительно, в то же время, что и ДОТы родного мне Летичевского УРа.

И, наконец, выдалась возможность совершить долгожданную поездку в Минск, фотовпечатлениями о которой хочу поделиться с форумчанами.

Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Изображение



Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Изображение




Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Укрепрайоны на территории Белоруси
СообщениеДобавлено: 30 дек 2016, 12:16 
Не в сети
Старший лейтенант
Старший лейтенант
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 ноя 2007, 22:12
Сообщения: 778
Откуда: Винница
ЧАСТЬ-2:

Изображение


Изображение


Изображение



Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Изображение



Изображение

Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Re: Укрепрайоны на территории Белоруси
СообщениеДобавлено: 30 дек 2016, 16:58 
Не в сети
Старший лейтенант
Старший лейтенант
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 ноя 2007, 22:12
Сообщения: 778
Откуда: Винница
Нашёл интересную статью об участии бронепоездов в обороне УРов.
С учётом большого количества фотографий приведу статью полностью. (если, материал займёт уж слишком много места, то пусть Админы меня подправят)

Бепо № 73. Неизвестный защитник Заславля
«Историческая правда» (http://www.istpravda.ru/bel/pictures/13220/) рассказывает о малоизвестной странице истории боев июня 1941-го под Минском.

Изображение
Чекисты на бронепоездах

Охрана железнодорожных путей являлась одной из важнейших задач, поставленных перед войсками Народного комиссариата внутренних дел накануне Великой Отечественной войны. 3-я дивизия войск НКВД по охране железнодорожных сооружений осуществляла службу на территории восточных областей БССР. Ее управление находилось в Могилеве. Там же дислоцировался один из полков дивизии. Остальные три полка размещались в Великих Луках, Орше и в Брянске. Бойцы дивизии охраняли железнодорожные коммуникации восточных областей БССР, а также хранилище филиала Государственного банка СССР в Минске.

Изображение

Бепо № 73 под Заславлем

Кроме пехотных частей в состав 3-й дивизии войск НКВД входили и три бронепоезда. Стоит отметить, что к моменту нападения Германии на Советский Союз в распоряжении Наркомата внутренних дел находилось более пяти десятков бронепоездов (в военной документации именовались «Бепо»). Главной задачей «железнодорожных крепостей» было усиление пехотных частей, осуществляющих охрану узловых станций, режимных объектов, мостов и переправ. К тому же, в предвоенные годы гарнизоны бронепоездов готовили к борьбе с десантами противника.

Большинство довоенных советских бронепоездов представляли из себя двухбашенные бронеплощадки-казематы с 76-мм орудиями и несколькими пулеметами.

Изображение

Бронепоезд № 73 войск НКВД

Кроме броневагонов в состав Бепо входило два паровоза (бронированный и обычный), вагон для хранения боеприпасов, несколько бронедрезин, автомобили, мотоциклы и т.д.

Защитить склад НКВД

23 июня 1941 года командование 3-й дивизии войск НКВД по охране железных дорог получило приказ об использовании бронепоездов для поддержания огнем оборонявшихся частей РККА. Бронепоезд 53-го полка войск НКВД направлялся в Полоцк и должен был осуществлять охрану одного из мостов, Бепо 76-го полка приказали поддерживать бойцов 9-й кавалерийской дивизии РККА, а вот бронепоезду № 73 было дано особое задание.

Изображение

Старший лейтенант Федор Малышев - командир Бепо № 73

25 июня 1941 года командир «стальной крепости» старший лейтенант Федор Малышев получил приказ выдвинуться на станцию «Беларусь» и организовать оборону Военно-технического склада ГУПВ НКВД № 11. Кроме этого, в Заславле находилась Межокружная артиллерийско-оружейная мастерская погранвойск НКВД. Командование Западного фронта понимало, что сдавать немцам «город Изяслава» нельзя.

Изображение

Бепо № 73 на Березине

Бронепоезд №73 тут же двинулся в сторону Заславля. Его экипаж уже успел побывать в боях. Находясь в Минске, «железнодорожный броненосец» участвовал в отражении налетов Люфтваффе на столицу БССР. Также бронепоезд прикрывал эшелоны с беженцами и оборудованием минских заводов.

К моменту, когда Бепо пришел в Заславль, на подступах к городу уже шел ожесточенный бой. Немцы понимали, что перед ними важный стратегический узел, захват которого открывал дорогу на Минск.

Изображение

Немцы возле поверженного "73-го"

Бронепоезд прошел станцию «Беларусь» и, приблизившись к окраинам Заславля, открыл огонь из всех орудий по немецким танкам. Для того, чтобы не быть легкой мишенью для превосходящего по численности и мощи противника, «73-й» постоянно маневрировал, обстреливая врага из пушек и пулеметов.

Изображение

Как известно, наиболее эффективным способом борьбы с бронепоездами является авиация. Через несколько часов после прибытия «стальной крепости» на станцию «Беларусь» над Заславлем появились «штуки» - немецкие пикирующие бомбардировщики. Бепо стал отходить в сторону Ратомки. В результате воздушной атаки одна из бронеплощадок «73-го» была уничтожена, но экипажу бронепоезда удалось сбить два «юнкерса».

Изображение

Немцы рассматривают захваченный на Березине Бепо № 73

Вскоре, стало понятно, что, не смотря на героизм красноармейцев 64-й дивизии, пограничников 16-го Дзержинского погранотряда и бойцов 73-го Бепо удержать Заславль не удастся. Бронепоезд 73-го полка войск НКВД отошел к Минску. Там он смог пополнить боекомплект и получил два отделения пулеметчиков.

Последний бой

Вскоре старший лейтенант Малышев получил новое задание: «Бронепоезд НКВД должен был выдвинуться в сторону станции Свислочь и отбить у немцев стратегически важный железнодорожный мост через Березину». 30 июня 1941 года в 10 часов утра «73-й» пришел в назначенное место и сходу вступил в бой.

Изображение

Бронепоезд № 73, июль 1941 года

Орудия «стальной крепости» прямой наводкой ударили по немецким танкам и пехоте, концентрировавшейся за мостом. Стремительная атака принесла свои плоды: части вермахта в панике отступили. Но перевес сил был за врагом. Перегруппировавшись, нацисты вновь пошли в атаку. Уничтожив советскую пехоту, они сконцентрировали весь свой огонь по Бепо № 73.

Изображение

Немцы переправляются через мост на Березине

Тот, начал отходить. В небе появились «штуки». Во время воздушной атаки был уничтожен паровоз. Бронепоезд превратился в неподвижную мишень. Немцы расстреливали его из танков и полевой артиллерии, а вскоре, переправившись через Березину, обошли «Бепо» с тыла.

Изображение

Первые минуты после боя. Обескураженные солдаты вермахта рассматривают разбитый советский Бепо №73

Старший лейтенант Малышев, осознавая, что дальнейшее сопротивление бесполезно, отдал приказ покинуть бронепоезд. Часть бойцов и командиров сумело прорваться через немецкое кольцо окружения, но 10 человек из экипажа «73-го» были взяты немцами в плен и расстреляны у деревни Вирков.

Изображение

Последний бой Бепо 73

Изображение

Изображение

Впоследствии в Брянске был сформирован новый состав бронепоезда № 73. Он принимал участие в обороне Москвы. Прорвавшегося к своим старшего лейтенанта Малышева обвинили в «неисполнении приказа, сдаче врагу матчасти» и отдали под суд военного трибунала.

Изображение

Одно из орудий Бепо № 73

Изображение

На фото виден масштаб последнего боя советского бронепоезда № 73

Изображение

Изображение

Изображение

Разбитый Бепо № 73 3-й дивизии войск НКВД стоял на месте своей гибели до глубокой осени 1941 года. Затем немцы отогнали его в Могилев. Так закончилась история «железнодорожной крепости», участвовавшей в обороне Заславля в июне 1941 года.
Игорь Мельников, "Историческая правда"


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Минский УР
СообщениеДобавлено: 05 янв 2017, 22:07 
Не в сети
Старший лейтенант
Старший лейтенант
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 ноя 2007, 22:12
Сообщения: 778
Откуда: Винница
Изображение

Изображение

Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 7 ] 

Часовой пояс: UTC + 2 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
free counters