Украинский историко-фортификационный форум

relicfinder.info
Текущее время: 15 фев 2019, 20:35

Часовой пояс: UTC + 2 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 12 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Японская фортификация
СообщениеДобавлено: 03 дек 2008, 21:46 
Не в сети
Подполковник
Подполковник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 авг 2007, 9:17
Сообщения: 2280
Откуда: Kiew
Вот какой ресурс выложил один хлопец об экспедиции на остров Курильской гряды - Матуа. Там все напичкано ДОТ-ами , штольнями , батарееями, окопами и т.д. Был даже аэродром и несколько дальнобойных батарей. Много зениток. Гарнизон больше 3000 человек Остров фактически был неприступен и сдался только 26 августа... Вот где нет организации Цитадель.!!.
По острову раскиданы обломки техники и боеприпасы...
Это и не удивительно . Он не обитаем с 2000 года, как ушли русские погранцы..
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение

Добавлено спустя 1 час 24 минуты 22 секунды:
Группой из десяти человек на острове проведена уникальная работа, основная цель которой — наземное и подводное исследование острова Матуа (Курильские острова). В ходе экспедиции было собрано большое количество материала о флоре и фауне сухопутной и морской части, получены данные о геологическом строении острова, влиянии вулкана Сарычева на создание ландшафта Матуа. Найдены многочисленные инженерные объекты японской обороны 1930 – 1945 гг. Водолазами экспедиции был найден затонувший японский транспорт постройки конца XIX — начала XX веков. В течение пяти дней работы группой подводных пловцов во время погружений к затонувшему судну были определены местоположение, глубина залегания, габариты и состояние судна и его принадлежность к государству, а также совершены пробные погружения в бухтах юго-западной части о. Матуа на предмет поиска подводных тоннелей. Есть сведения, что американская подводная лодка «Хариер» в 1944 году торпедировала два японских транспорта, стоявших на рейде о. Матуа. Залпом японской береговой батареи подлодка была затоплена. Поэтому можно предположить, что найденное экспедицией судно скорее всего является одним из потопленных транспортов. Сейчас участники экспедиции занимаются установлением координат американской подлодки для возможного её поиска и исследования.

Определено, что затонувшее японское судно залегает на глубинах 9–11 м и располагается вдоль фарватера. Предположительно на судне был сильный пожар с последующим взрывом. Корпус судна стальной, клепаный. Машина с паровым котлом. Длина его составляет более 100 м, ширина более 15 м. Со дна моря подняли уникальные экспонаты, части оборудования и военной техники, стоявшей на вооружении квантунской армии периода Великой Отечественной войны. Пароход перевозил боеприпасы, стрелковое оружие.

— Остров Матуа является уникальным военным объектом даже в настоящее время. Объем выполненных работ по созданию подземных оборонительных сооружений просто поражает воображение. Практически все наземные военные объекты имеют единую соединяющую подземную галерею. Почти везде по верхней линии обороны идет узкоколейка, по которой ходили вагонетки для централизованной подачи боеприпасов. Все доты располагаются в определенной последовательности для эффективного использования перекрестного огня. Как ни странно, но все обследованные нами ДОТы (долговременная огневая точка) находятся в прекрасном состоянии, со стеклами в бронедверях и прекрасно сохранившейся отделкой на стенах и потолке (что-то наподобие ДВП, только из смеси морской капусты с цементом). Также на острове есть противотанковые рвы, береговая полоса на всем протяжении — в окопах и противопехотных заграждениях.

В ходе обследования бухты Айну на высоте 40 метров был найден обрушенный подземный ход. Обследовав его, в пятнадцати метрах от входа мы обнаружили бетонный люк. Открыв его, мы увидели затопленный лаз. Наши водолазы погрузились туда, но преодолев расстояние в 20 м, подводные пловцы опять обнаружили обвал, в котором был небольшой лаз. Через него который Игорь Комлев смог протиснуться только после того, как с помощью второго водолаза — Сергея Перковского, снял с себя баллоны с воздухом. Преодолев завал, причем таща за собой баллоны, Игорь оказался в подводном тоннеле шириной 1,5 м и высотой 2 метра. Но еще через 15 метров снова наткнулся на обвал, образовавшийся после взрыва. Обследовав тоннель, водолаз нашел скелет животного, похожего на собаку. Сейчас ведется работа на предмет установления принадлежности животного к биологическому виду.

— Сергей Анатольевич, как вы считаете, могли ли японцы, оставить на острове как личные вещи, так и технику, ведь они так спешно ретировались?

— По нашему мнению у японского гарнизона на острове Матуа, после объявления капитуляции Японии было предостаточно времени, чтобы решить все вопросы либо с уничтожением всего имеющегося там военного имущества, либо очень профессионально спрятать его на всякий случай. А как вы думаете, что мог здесь делать практически неделю после капитуляции гарнизон в количестве 3811 человек во главе с командующим — полковником Узга на острове размерами 6 на 12 км, считавшимся самым неприступным из островов Курильской гряды (для специалистов: остров Шумшу уступает возможностям острова Матуа). Единственное, что могли сделать японцы, это утопить технику и секретное оборудование в море, либо спрятать под землей, взорвав пути подходов к подземным складам. Исследуя остров, члены экспедиции нашли много вещей и предметов, принадлежащих японским солдатам, узлы и агрегаты военной техники. Предварительно перед экспедицией мы изучили большое количество архивных материалов, связались с людьми, которые были непосредственно очевидцами событий японской войны. Мы нашли человека, сына одного из русских солдат, который принимал участие в пленении гарнизона острова 25 августа 1945 года.

Большой интерес представляет высота 124,8 метров, по предварительной информации, искусственно созданная руками японцев — проще говоря насыпная. Мы предполагаем, что в ее недрах располагался какой либо военный завод. Та дорога, которая идет вниз по острову с вулкана, предназначалась для подвоза серы, которая в дальнейшем использовалась как компонент при изготовлении взрывчатки. Но самое интересное — это то, что мы обнаружили хорошо замаскированные агрегаты, о предназначении которых мы догадываемся, но, мы только сфотографировали эти предметы, опасаясь к ним близко подходить. В настоящее время снимки переданы для экспертной оценки специалистам соответствующего профиля.

— Мы сделали вывод, что остров был своеобразной перевалочной, тыловой базой между островами Курильской гряды и Японией. На острове располагались резервные запасы топлива, продуктов питания, техники. Немаловажно и то, что там существовал промежуточный аэродром, взлетные полосы которого достигали длины более 1 км, причем обогревались они с помощью подземной энергии земли. Аэродром расположен таким образом, что ветра, которые господствуют на Матуа (восточный, либо юго-западный) не могли помешать ни взлету, ни посадке самолетов. Уникальное географическое положение и сама структура острова с учетом грамотно обустроенной обороны японцев делали его практически неприступным и лишь капитуляция Японии во Второй мировой войне позволила избежать гибели тысяч солдат с обеих сторон.

Северные Курилы укреплялись японцами давно и основательно. Эти выводы были сделаны еще предыдущей второй экспедицией, когда были найдены и частично отреставрированы резиденция японского наместника (на острове?) и хорошо сохранившиеся подземные бункера, времен Второй Мировой войны. Особый упор был сделан японцами и на строительство аэродромов, в ходе поисковых работ на одном из них участниками экспедиции обнаружили остатки японских ангаров, а так же разбросанные остатки самолетов американского производства. При осмотре юго-западного побережья острова Шумшу были обнаружены остатки 7-ми японских танков. Два из которых плавающие типа Ка-Ми. Это достаточно редкие танки, во время войны было выпущено 98 штук. Так же были обнаружены вдоль прибрежных скал дороги, которые сделаны были видно для повышения мобильности японских войск. Как мы теперь уже знаем, бомбардировки Парамушира и Шумшу начались с лета 1943 года. Совершались эти налеты с американских авиабаз на острове Атту, что на Алеутах. В августе 1945 году наши войска были готовы к началу штурма острова Шумшу, и 18 августа на остров высадился Курильский десант, началось освобождение островов от японских войск. По данным военных документов, японцы даже не догадывались о начале военных действий со стороны Советского Союза, военачальники ждали «неминуемое вторжение американских войск». В ходе проведения поисковых работ впервые был обследован ране не изученный японский командный пункт, расположенный на глубине сорок метров, со сложной системой галерей. Найдено много личных вещей, принадлежащих японским солдатам. Особый интерес вызвали настенные надписи, оставленные возможно последними защитниками этого сооружения, надписи представляют собой рисунки и иероглифы, которые в данный момент обрабатываются.

_________________
Если убрать из советской истории всю ложь, совсем не обязательно останется одна правда. Может вообще ничего не остаться.


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
 Заголовок сообщения: Re: Японская фортификация
СообщениеДобавлено: 04 дек 2008, 4:22 
Не в сети
Призывник

Зарегистрирован: 04 дек 2008, 4:18
Сообщения: 1
То что изображено на первых двух фотографиях не иначе как послевоенная советская береговая батарея с установками Б-13-2с. С японской фортификацией не имеющие ничего общего.


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
 Заголовок сообщения: Re: Японская фортификация
СообщениеДобавлено: 04 дек 2008, 8:19 
Не в сети
Полковник
Полковник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 авг 2007, 19:37
Сообщения: 4314
Откуда: Город-герой Киев
Пушки наши - это понятно сразу.
Не знаю, что сказать о прочитанном... Да, остатки танков, самолетов, транспортных судов до сих пор встречаются на Курилах, имеются фортификационные сооружения и подземные коммуникации. Но что-то все то, что написано у меня не вызывает доверия...
Работал у нас в организации когда-то мужичек, отставной военный, ну и не помню по какому поводу, но мы с ним разговорились. Оказалось, он полковник, служил чуть-ли не начальником управления строительных работ (не помню как точно) Хабаровского округа. Строили они правда в основном склады, казармы, т.е. непосредственно к ДФС отношения не имели, но...
В составе всяких комисий и вообще, он часто бывал на Курилах и рассказывал мне и про японские ДОТы и про подземные склады и госпиталя, и про многое другое. Вот только про остров Матуа он ни разу не сказал ни слова. Все больше про Шумшу, Кунашир, Парамушир. Интересно почему? Или он просто не был на Матуа, в чем я сомневаюсь, или может на Матуа ничего такого нет...
Полковник этот, кстати, тоже отметил, что вся японская береговая оборона была обращена к Тихому океану, т.е. в сторону американцев - японцы действительно ожидали нападения с той стороны.

_________________
Memento quia pulvis est...

Не стоит иметь дело с людьми, у которых слишком гибкая совесть.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Японская фортификация
СообщениеДобавлено: 04 дек 2008, 11:42 
Не в сети
Подполковник
Подполковник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 авг 2007, 9:17
Сообщения: 2280
Откуда: Kiew
В чем противоречия собственно... Ну настроили японцы дофига всего.
Теперь это открытая зона и русские граждане исследуют и открывают ее для себя заново. Вот и выглядит рассказ немножко пафосно...
А вот насчет батареи удивительно.. Сам виноват. Не рассмотрел фото . Да и в тексте об этом ничего не говорилось...
Ну продолжу помаленьку.
Изображение
Так вне очереди мы оказались на острове Парамушир, единственным населенным пунктом которого, как, впрочем, и всех Северных Курил, и является маленький городок Северо-Курильск с полуторатысячным населением. Шли мимо острова Шумшу, разглядывая в бинокль многочисленные японские доты и дзоты, траншеи, отверстия в скалах, где также прятались орудия, пулеметы и личный состав островного гарнизона. Во Второй Курильский пролив, разделяющий острова Шумшу и Парамушир, входили со стороны Тихого океана. Теперь уже с двух сторон на нас глядели бывшие японские укрепления. Невольно подумалось о том, как тщательно выбирали русские место высадки военно-морского десанта в августе 1945 года. Было бы самоубийством высаживаться где-то здесь, где сразу с двух сторон перекрестным пулеметно-артиллерийским огнем японцы могли уничтожить десант полностью. То же - и с охотоморской стороны пролива. Именно поэтому и была выбрана бухта между мысами Кокутан и Котомари в северо-восточной части острова Шумшу. Да, там тоже находились мощные японские укрепления, но из многих зол было выбрано наименьшее. Наши корабли "Дзержинский" и "Охотск" блокировали своей артиллерией мощные доты мыса Кокутан, сторожевик "Киров" обстреливал мыс Котомари и орудия японцев, установленные на затопленном танкере "Мариуполь", а тем временем десант подходил к берегу. Надо сказать, что огонь корабельных орудий практически не причинил вреда японским батареям на указанных выше мысах, так как они были укрыты в глубоких капонирах, закрытых сверху толстым бетоном. Только беспримерное мужество наших десантников, их самопожертвование во имя победы принесли успех операции. Глядя с моря на укрепленные скалистые берега Шумшу, оставалось только обнажить головы перед подвигом наших солдат и матросов, наших славных нынешних стариков, которым в молодости пришлось брать этот остров-крепость.
Изображение

Швартовались мы в ковше портопункта Северо-Курильска. Этот бетонный ковш тоже построили японцы. Теперь он служит надежным убежищем для местных судов. Правда, уже в наше время при входе в ковш затонула баржа с углем, которая сузила фарватер, но сам ковш еще долго будет служить людям. Итак, мы в Северо-Курильске, на острове Парамушир. Описывать город не входит в мою задачу, скажу только, что на въезде в него построена свеженькая бревенчатая церковь Святителя Иннокентия в память о погибших в авиационной катастрофе на Камчатке сахалинских чиновниках вместе с губернатором Игорем Фархутдиновым 20 августа 2003 года. Над куполами храма еще нет крестов, но, говорят, в этом году его окончательно введут в строй. Другая новость, касающаяся 60-летия Курильского десанта: сахалинская администрация дает деньги на ремонт и обновление памятников на острове Шумшу. На днях один из вице-мэров Северо-Курильска должен отправиться на остров, чтобы осмотреть состояние памятников и составить смету. После этого с Сахалина прибудут добровольцы из числа студентов и старшеклассников, чтобы сделать необходимый ремонт.

Изображение

Привязанные к яхте, ремонтным работам на мачте, мы не можем уходить далеко, поэтому вплотную занимаемся изучением сопки Сигнальной, которую здесь называют иначе - Дунькин пуп. Она более чем на сто метров своеобразной крепостью возвышается над ковшом, портом и прилегающей местностью. На вершине сопки стоял наблюдательный пункт пограничников, которые для своих целей использовали бывший подземный госпиталь японцев, вход в который находится там же, под самой вершиной. А внизу, почти у уреза воды сразу за мысом Опорным видны несколько входов в подземелье. Все они когда-то были взорваны, но с годами отверстия приоткрылись и теперь внутрь можно легко проникнуть. Что, видимо, и делают местные мальчишки и отдельные любопытные взрослые. Но любопытных, как выяснилось, в Северо-Курильске мало, люди не обращают внимания на японские символы владения островом - привыкли. А мы - не привыкли, нам все интересно, поэтому лезем в одну из штолен, пройденных обычным буро-взрывным методом в базальтах и туфопесчаниках (нами найдены стаканы от шпуров в стенах штольни и фрагменты рельсового пути). Длина штольни по нашим приблизительным замерам - 150 метров. Не обводненная, почти прямая, деревянная крепь сгнила, но кое-где стоит, превратившись почти в труху, или же в настоящее мореное дерево. От основной паттерны в стороны отходят небольшие камеры длиной до 10 метров, шириной до 5 и высотой до 3 метров. Многие сохранили остатки дощатых стен, лежанок, дверей. То есть, там в случае авиационного налета могли прятаться японские солдаты. Вообще, по нашему мнению, внутри сопки Сигнальной более 5 километров подземных выработок. Мы исходим из промеренного нами объема отвалов грунта около сопки. Одним словом, под сопкой - настоящий город, скрытый от глаз, и полностью его еще не открыли, если не считать наших военных, которые, может быть, осматривали подземелье сразу после победы, а затем взорвали входы. А вокруг сопки по берегу океана разбросаны части от зенитных орудий японцев и всевозможных механизмов. В принципе, местный краеведческий музей освещает японскую часть истории острова и Курильского десанта, но, по нашему мнению, далеко не полно, хотя ему-то и карты бы в руки. Но делать этого не дает скудное финансирование, а бескорыстного энтузиазма, похоже, у единственного сотрудника нет, а значит, нет к этой теме должного интереса. У нас же этот интерес есть, поэтому мы несколько дней изучаем японские тайны Северо-Курильска, лазим там и тут, обходим окрестности города, всю сопку Сигнальную, скалу Тур, внутри которой выбито сквозное отверстие для орудия.

Изображение
Изображение
Пограничная застава на Матуа просуществовала до 2000 года, прочие военные ушли с острова еще раньше. Теперь в их пустых казармах и служебных помещениях гуляет ветер да поскрипывают двери с надписями типа "Ленинская комната", "Столовая", "Ответственный за:" Если уж начался разговор о могилах, то надо сказать и о японцах. Их могил мы не видели, но как минимум три каменных объекта напоминают могилы. Два расположены к югу от аэродрома на подходе к мысу Юрлова. Это полуразрушенные пирамиды, аккуратно выложенные из окатанных камней и сцементированные. Надписей нет. Третий объект - самый интересный. Мы обнаружили его в одном из распадков, идущих к вулкану. Распадок сильно зарос старой ольхой, замаскировавшей множество японских блиндажей, рвов и подземных укрытий. И вдруг видим среди густых зарослей почти квадратное возвышение до метра высотой, выложенное из камня, строго подогнанного друг к другу. И не просто подогнанного, а вытесанного в нужных размерах. Ширина этого монумента чуть более метра, а длина - около двух метров. На длинной стороне - табличка с иероглифами с выражением благодарности воину за "работу на море". Точного перевода мы еще не имеем, но, похоже, этот воин имел отношение к гибели американской подлодки "Херринг". И не ясно, похоронен ли тут этот воин, или это только памятный знак его подвигу. Если исходить из разговоров о том, что все сооружения на Курильских островах строили китайские и корейские военнопленные, а затем японцы их казнили, то должны быть на Матуа захоронения военнопленных. Или их действительно топили в море? Но мы вообще не нашли следов пребывания на острове военнопленных - ни развалин лагерей, ни вышек, ни могил и прочего. Всюду виден лишь конечный результат их работы - фортификации. Ох уж эти фортификации. Остров Матуа изрыт ими полностью, не считая вершин вулкана. Живого места на земле нет. Это обычные окопы, гнезда, ходы, блиндажи, огромные редуты, траншеи, артиллерийские капониры, доты и дзоты (в один, два, три этажа), подземные укрытия в виде небольших углублений и целые штольни с сетью боковых ходов. Южная часть острова пологая, сложена осадочно-метаморфическими породами, в основном песчаниками и туфопесчаниками, и в них наблюдается правильной формы купол высотой 124 метра и в диаметре 450 метров. В плане купол имеет почти идеальную круглую форму, что наводит на мысль о его искусственном происхождении. Слои породы, из которых состоит купол, тоже имеют куполообразное залегание, то есть четко повторяют всю форму этой постройки. Мы попытались получить разрез, прошли шурф глубиной чуть более 5 метров, но так и не поняли, искусственная это насыпь, или естественная. Похоже, надо копать глубже и сравнивать разрез с другими местами. На западной стороне купола найден вход под него, но он взорван, требуются восстановительные работы. По краю же западной стороны купола на его вершину ведет хорошая японская дорога, которой пользовались наши пограничники - там у них находился ПТН (пункт технического наблюдения). Локаторы, смотровая вышка и помещение для персонала стоят до сих пор. Говорят, что в 1970 годы на ПТН пропали сержант и два солдата: спустились в японское подземелье и не вернулись. Тогда вышел приказ, строго запрещающий всякое лазание по японским выработкам. Евгению Верещаге показывали место, где спускались под землю пропавшие солдаты, а в прошлой экспедиции он даже попытался проникнуть вниз, но не получилось. Попробовали сделать это и мы. Практически на вершине купола, недалеко от смотровой вышки имеется воронкообразный провал, засыпанный вулканическим пеплом после сильного извержения вулкана Сарычева 1946 году. Очистив воронку от пепла, мы почувствовали выходящий из ямы слабый поток холодного воздуха. Если и было там отверстие (м.б. вентиляционная шахта), то теперь оно напрочь забито просевшим пеплом. Наверное, этим обрушившимся со склонов пеплом и засыпало солдат, когда они спустились вниз. Вскоре мы откопали две нитки телевизионного кабеля, связанные вместе умелым альпинистским узлом. Кабель вел вниз, строго в отверстие, засыпанное сыпучим пеплом, и не выдергивался. Вполне вероятно, что по этому кабелю и спускались ребята, и теперь он может привести к их телам. Но для этого необходимо организовать специальные поиски, м.б. силами пограничников и МЧС, очистить ход от пепла.
Изображение
понский аэродром на Матуа - и сегодня шедевр инженерной мысли. Он состоит из трех взлетных полос, нескольких ангаров и рулежных дорожек. Две параллельные полосы длиной по 1570 метров и шириной по 35 метров - бетонированы. Причем качество бетона и сегодня впечатляет: на нем практически нет трещин. Эти две полосы ориентированы с востока на запад - как раз по направлению преобладающих ветров. Если ветер вдруг изменится - есть третья полоса, отходящая от первых под 145 градусов. Садись, пожалуйста, а затем вырулишь на главное поле и подъедешь к ангарам. Сами ангары, правда, не сохранились, от них остались лишь бетонированные площадки и рельсы, по которым, похоже, ходили огромные двери. Надо отметить одну очень интересную деталь, которая сразу бросается в глаза: взлетные поля подогревались местной термальной водой! Она подводилась по специальной забетонированной канаве (желобу) от месторождения, располагавшегося, видимо, где-то на склоне вулкана Сарычева (Фуё). Мы не искали место водозабора, но, видимо, это еще впереди. Канавка идет между двумя параллельными полосами, а под каждой из этих полос проложены трубы - по ним вода и циркулировала. И так - на всю длину, после чего ввода уходила под третью полосу, а на ее окончании разворачивалась в обратку. Таким образом, зимой у японцев голова не болела с уборкой снега на взлетных полосах - они всегда были чистыми. Это хорошо видно на одном из снимков, сделанных американским летчиком Джимом Стерлингом при бомбежке Матуа.
Изображение
Изображение
И вот теперь снова переходим к американцам, ибо военная история острова Матуа, как и прочих Курильских островов без американцев очень даже не полная. Бомбили Курильские острова летчики 28 группы дальних бомбардировщиков, которая располагалась на Аляске. Происходило это с 1 апреля 1944 до 13 августа 1945 года, пока СССР не объявил Японии войну. Использовались в основном самолеты Б-24 и Б-25. Главной целью бомбардировок было оттянуть часть японских сил, в том числе авиации, от основных ударов американцев. Надо сказать, что это американцам удалось: если в 1943 году Япония держала на Хоккайдо и Курилах в общей сложности 262 самолета, то летом 1944 года их было уже около 500. Правда, к весне 1945 года японцы забрали с Курильских островов практически всю авиацию, оставив лишь 18 истребителей на Парамушире и 12 морских бомбардировщиков на Шумшу. То же и с людьми. Если до 1943 года на Курилах находились в общей сложности 14-15 тысяч человек, то в конце года их стало уже 41 тысяча, а в 1945 году осталось 27 тысяч. При налетах на Курилы, в том числе остров Матуа, американцы сильно рисковали из-за большой дальности. Есть разные мнения об использовании ими баз "подскока", но я не об этом. Только над Матуа было сбито 50 американских самолетов с экипажами в несколько человек. Это говорит о том, что японцы дрались очень умело и были готовы к обороне. Это же наблюдаем и мы спустя 60 лет, обходя фортификационные сооружения Матуа. Правда, обойти их невозможно, настолько их здесь много - живого места на острове просто нет. В районе аэродрома очень много П-образных земляных редутов с высотой насыпи до нескольких метров (примерно 5-6). Внутри этих редутов стояли зенитки, которыми японцы и сбивали американские бомбардировщики. Похоже, тогда эти редуты накрывались маскировочными сетками, поэтому и насыпи такие высокие - по длине стволов. По данным руководителя нашей экспедиции Евгения Верещаги, американцы бомбили остров выборочно.
Идем и удивляемся обилию сооружений. Такое впечатление, что японцы особенно тщательно укрепляли юг острова, боясь высадки десантов именно здесь, в пологой части, хотя берега мыса и прилегающих бухт зачастую очень высокие и скалистые. И над этими бухтами всюду нависают дзоты и огромные железобетонные доты - как пулеметные, так и артиллерийские. Здесь же широкие, углубленные капониры с бетонированным основанием, на которых стояли береговые орудия большого калибра - их иногда показывают в хронике военных лет. Толщина бетонных перекрытий над артиллерийскими дотами - почти полтора метра, внутри стены аккуратно выложены огромными, сцементированными друг с другом валунами - это даже эстетично. Поражаешься объему выполненных здесь строительных работ. Это сколько же военнопленных требовалось, чтобы построить фортификации Матуа! Не солдаты же строили, в самом-то деле. Одна дорога, вымощенная камнем (один к одному!) чего стоит. И длина ее - несколько километров. А подземные сооружения! Пройдя основание мыса Юрлова и вволю подивившись на японские сооружения, мы повернули на запад к мысу Пологому.
Изображение

Завершив акцию по установке памятной доски, мы отправились вглубь острова на склоны вулкана Сарычева, чтобы поискать подземные сооружения японцев. В тот день, и в последующие, мы нашли несколько штолен. Три из них были целыми, но это были только укрытия. Длина их составляла до 5-7 метров, где они заканчивались небольшими камерами для отсидки солдат во время авианалетов. Зато выходов всегда два: завалит один - выйдешь из другого. Много поразительного нашли мы на Матуа, даже в цикле публикаций обо всем не расскажешь - тут требуется целая книга. Но мы утвердились в главном: стараниями японцев остров Матуа, как и многие другие Курильские острова, превратился в настоящую крепость посреди океана, взять которую было проблематично. И если бы ни капитуляция Японии, объявленная императором Хирохито14 августа и заставившая многие японские островные гарнизоны сдаться без боя, неизвестно, сколько времени наши десанты штурмовали бы Матуа, сколько бы пролилось крови с обеих сторон, особенно - со стороны наступавших. Но русским довелось штурмовать только один остров, самый северный на Курилах - Шумшу, остальные были взяты меньшей кровью, а то и вовсе без нее. В этом ряду - и остров-крепость Матуа. Его гарнизон сложил оружие перед нашими войсками 26 августа 1945 года. Вот что по этому поводу вспоминает участник тех событий, ветеран-пограничник из Владивостока Владимир Антонович Тарулис (запись Маргариты Усовой, "Золотой Рог"): "После Шумшу мы должны были высадиться на остров Матуа. Это - маленький островок, никто о нем не знал, но в 46-м году здесь произошло извержение вулкана, благодаря которому он прославился на весь мир. Кроме этого вулкана - пика Сарычева, - на этом острове больше и нет ничего. Так вот, капитан мне говорит: "Лейтенант, бери катер и высаживайся". Я взял двадцать человек солдат, был с нами японец - майор - представитель генерального штаба. Подходим мы к острову, и тут по нам открывают огонь, да такой, что вода буквально закипела. Хорошо, мы успели укрыться за скалой. Японец наш кричит им что-то, пилоткой машет, но бесполезно - видимо, у них связи не было со своими, они не знали, что все закончилось. Я связался с кораблем, доложил обстановку, с корабля открыли по острову огонь, и японцы довольно быстро выбросили белый флаг". Хорошо то, что хорошо кончается.
Изображение
Изображение
В 13.30 пришла за нами машина, времени совсем не было, надо было возвращаться на корабль, но дали полчаса, чтобы осмотреть береговую батарею на м. Лопатка. В 13.55 подъехали по дороге (остановились на пересечении трех дорог) и через 200 м. увидели первую пушку. Туман был очень сильный видимости никакой, поэтому буквально наткнулись на пушку. На батарее (по некоторым сведениям- из заметки путешествия клуба «пятое колесо») находятся 4 пушки, но видели, подошли и сфотографировали только две – из-за недостатка времени, сильного дождя и почти нулевой видимости. Пушки стоят в глубоких бетонных капонирах, метра 2-2,5 , закрыты металлическими высокими защитными щитами. Пушки не разграбленные, целые. По периметру капонира проемы (очевидно, когда-то закрывались, у одного сохранилась подобие двери), по окружности капонира по 2 амбразуры, закрываемые металлической заслонкой. Слева и справа от пушки через высокие «двери» - подземный бетонированный проход с нишами для снарядов, в некоторых сохранились деревянные полки. Тоннели выходят на поверхность земли (примерно 30-40 м.), не доходя до половины дороги до второй пушки. Между пушки расстояние метров 200. Тоннели бетонные, хорошо сохранившиеся, стены гладкие, сухие.

Добавлено спустя 47 минут 57 секунд:
Но погуляли в окрестностях маяка. Сам маяк построен в 1955 г на японском фундаменте, башня-фонарь от предыдущего маяка валяется по склону ниже маяка. Ниже маяка, на склоне в сторону заливчика, где мы высаживались, укрепления в виде глубоких траншей, окопов, дот с бетонными плитами, перекрытия из дерева, сверху металлическая арматура с галечником, но уже обрушенная. В одной из траншей два соединенных колеса, предположили, что от японской горной пушки. Чуть ниже дота в очередном окопе, маячник указал нам место, где находится по его выражению «доска с японской надписью» (сам маячник проработал на Курильских маяках 31 год, из них 18 на м. Курбатова). Позже мы его вместе с женой забрали из Байково. Закончилась его служба на маяках. Говорит, что устал. Но «доска» оказалась мраморным квадратным в сечении столбом, (сторона см 40) похожим по структуре на столбы возле памятника в районе Байково (но там они все срубленные у основания). На столбе иероглифы заполненные красным цветом, частично сошедшим. Первоначальное место нахождения этого столба неизвестно, вокруг не видно никакой площадки, откуда был сброшен этот столб. Маячник рассказал, что этот столб валяется здесь давно и надпись переводят так: «Северная оконечность империи. Для жизни непригодна». Кто переводил, и насколько точный перевод – не известно. Так что надо будет уточнять. Вторая часть перевода очень нас смущает. Что-то не похоже на японский менталитет. Около маяка забрали японскую пушку с танка ХА-ГО, или ЧИ-ХА (это тоже надо уточнять). Пушка примерно мм 30. Пушка эта ждала Е. М. два года, ее должны были забрать в экспедицию 2005 г., когда шли на Матуа на ПСКР «Сахалин». Там же на маяке взяли гильзы 75-мм орудия, баллон красного цвета, не установленного применения. Загадок много, но может специалисты помогут. Маячник передал 5 винтовочных патронов от японского «Арисаки» (на корабле Е. М. сделал их безопасными, высыпав из них порох), и еще какие-то для нас загадочные «патроны» с закругленным концом и все в сквозных отверстиях.

Изображение

Облачность высокая, дождя нет, Шумшу хорошо весь виден. В 9.00 снялись с якоря, и пошли к маяку на мысе Капустном. В 16.00 подошли к маяку. На лодке ушли наши два дайвингиста и маячники. Команда ловит рыбу – камбалу, треску. Среди рыбы ходит корабельная кошка Зюзя, абсолютно равнодушная к рыбе и какая-то тощая. Место очень интересное – каланы, много чаек, бакланов, и самое потрясающее – стадо касаток буквально около корабля. Стадо крутилось довольно долго, показываясь во всей красе, выпрыгивали и поодиночке, и по четыре, причем очень близко от корабля. Погода просто прекрасная, особенно по сравнению с предыдущими днями. Прошли мимо Алаида, Ширинки, Онекотана, обогнули Парамушир. Правда, острова видны, но урезанные – вершины закрыты туманом. 17.50 снялись и пошли к м. Васильева. Панорама мыса впечатляющая – ангары, доты, трубы, укрепления. Дали нам два часа, но в общей сложности мы были на м. Васильева с 19 до 22.30. Место интересное, но, конечно же, на каждое место высадки надо больше времени. Пытались больше посмотреть, но все-таки не получилось. На каждом метре что-нибудь да есть. Недалеко от японской дизельной с мощными бронированными дверьми – целое кладбище каких то японских агрегатов, нашли и сфотографировали иероглифы, сняли табличку, на которой и без перевода понятно «вперед-назад». Ниже к берегу в земле откопали с большими усилиями крышку от двигателя(?), часть крыла(?), коробку от двигателя японского самолета(?). Непонятно, почему он засыпан землей, может это уже когда здесь была наша погранзастава какие-то сооружения создавали? Осмотрели доты, остатки японского(?) самолета, японскую танкетку – нигде никаких обозначений и маркировок, сняли только одну табличку с иероглифами. Затем пошли к трубам, которые были видны с корабля. Около труб большие бетонные площадки, очевидно, было какое-то большое помещение. Две трубы вертикальные метров10 стоят, одна валяется. От четырехугольного основания, наподобие печки отходит вертикальная труба – внутри керамическая цилиндрическая труба до самого основания. Денис нашел осколки толстостенного сосуда коричневого горловина под закручивающуюся пробку, но е не нашли. Соберем, что получится. Печки находятся недалеко от ангаров, затем идет широкая взлетная полоса, очень заросшая и часть заболоченная. Е. М. увидел родного брата матуанского «Сталинца», только более раннего года выпуска. Стоят несколько тракторов. Вид у них хоть и ржавый, но эффектный. Даже оглядев поверхностно мыс графа Васильева (Граф Васильев был первым министром финансов, с 1806 г., умер он в 1807 г.), видно, что мыс был основательно укреплен. По рассказам бывшего маячника, на м. Подгорный, который был с нами на корабле, здесь на мысу стоял истребительный полк. К сожалению, историю островов мы почти не знаем. Но впечатляют японские укрепления. Готовились к круговой обороне.

Изображение
Изображение
Изображение

С утра готовы на о. Матуа. В 9.20 спустили на воду Казанку, моторы и двинулись к новым приключениям. С утра туман, ничего не видно, и если бы не вчерашний день, то так и было бы непонятно, где мы находимся, и как это все выглядит. Сегодня необходимо выполнить главную задачу экспедиции – переправить технику к заставе. Это была целая военная операция. Трактор под чутким руководством Саши прокладывал догу, тянул машину, которая по сыпучему песку никак не хотела ехать. Цунами и здесь все подпортило – дорогу размыло, волна к дюнам сделала крутой откос. Операция проходила трудно и медленно. Все заснято на видеокамеру – и тележка падала, и машину опять тянули, пока не вытянули на приличную дорогу. Заплеск волны от берега был где-то на км. На тележке везли 4 колеса и две бочки с бензином, скарб весь пока оставили на берегу. Позже, пока трактор медленно продвигался по дороге, на тележке съездили и погрузили все остальное и довезли до машины. Тележка уникальная и Виктор управляется с ней как с дрессированной. Пока мужчины – Е. М., Саша, Виктор, Сергей и оператор Алексей «развлекались»с техникой я обходила укрепления бухты Айну. Вся земля перерыта, окопы, траншеи, гнезда, огромные продолговатые ямы с перемычками (глубина метра 3). На берегу стоит дот, после цунами открылась нижнее бетонированное отверстие, открылись два прохода в земле с деревянными крепежами, но засыпанные где-то через м. 2. И огромные траншеи и траншеи с перемычками предположили, что они для заполнения водой. Доты на всех господствующих точках. Осмотрела два типовых круглых бетонных дота на две амбразуры. Из амбразур отличная видимость на бухту. Потолок полукруглой сферой. Все как будто вычищено, нет никаких обломков железа, дерева, все чисто. Нет никакого намека на военное снаряжение, только провода идут и кабели разного диаметра, и то в редких местах видно. Ходить очень трудно. Тундра вся в кочках, в оборонительных рвах. На вершине один огромный дот, он есть в предыдущих фильмах, один дот на вершине. Две мощных металлических двери, внутри печь с тремя топками, с отверстиями для двух крупных круглых сосудов, выходит труба, есть вентиляция. Дот на три стрелка. Места стрелков отделены полустенками, весь дот обшит теплоизоляционными квадратами из травы и морской капусты? Около одной амбразуры сохранился бетонный «стол» для пулемета. Вход обвалился, но был капитально укреплен металлическими балками и сверху прикрыт дерном. Амбразуры смотрят на бухту Айну и на другую бухту, где сверху видна мощная линия обороны из траншей. На крыше дота круглый колпак, который очевидно откручивался, т. К. под ним шахта круглая в дот и ниже металлические скобы – очевидно для быстрого спуска при налете. На противоположной гряде, т. Е там, где должны быть тоже доты. Алексей увидел два отверстия и сбегал туда. Но это не доты, а какие-то цементированные комнаты с входом, противоположная стена и потолок выложен крупными зацементированными камнями, как и крупный дот на вершине. Из этой комнаты ведет дверь и тоннель вглубь сопки, но за вторым поворотом тоннель засыпан. Второй подобный – может пункт командный, может еще что? Впечатление от бухты Айну и ее укреплений очень странное. Как будто все вычищено специально в ожидании чьего-то прихода. А может, вообще орудий не завозили, или так законсервировали. Но ходить по чистейшим траншеям даже жутковато, как будто кто-то может появиться.

Изображение
Изображение
Изображение
Изображение

Вообще удивительно, как предыдущие экспедиции, особенно первые, находили в этих дебрях какие-то объекты. Пока мы, 8-я экспедиция ничего нового не нашли, кроме бассейна по пути с вулкана, а идем по следам предыдущих экспедиций, тем более ветеран острова Е.М. потрясающе ориентируется на местности. Ходить–то очень тяжело по кущам. И все время удивляешься, остров всего-то 6 на 12, а когда пролезаешь через ольху, он вырастает до неимоверных размеров. Да, все в мире относительно.
Мы здесь на острове уже пять дней, сделали много, но, кажется, впереди еще работы - непочатый край. Даже план укреплений трудно представить, а не то, чтобы начертить. Прошли сегодня три объекта и при составлении их планов спорили и не могли понять, где лево, где право – с какой стороны, где карман, где галерея, где она закругляется, куда поворачивает, и как это изобразить. Ну что поделаешь – учимся на ходу.
Не совсем нам повезло с аппаратурой. У Е. М. в первый же день камера отказалась забирать кассету. У меня до сегодняшнего дня камера работал, но аккумулятор – чудо техники: 5 часов заряжается на час работы. А сегодня или из-за сырости, или в штольне пыль попала – камера стала пленку прокручивать. Поменяла кассету, и через 3 минуты показывает, что кассета «end». Снимали все на фотоаппарат.
Объекты интересные – планы и описания приложены будут отдельно.
Кстати сразу сказались недостатки рулеток, пишущих средств, тетрадей. Оказалось, что в сырости карандаш отвратительно пишет, да еще и по сырой бумаге, шарик тормозит, капиллярные ручки расплываются. С этими проблемами мы столкнулись и в седьмой экспедиции, вроде постарались учесть, но опять где-то промахнулись. Но ничего не поделаешь.
Три объекта – подземные сооружения, штольни. Пока не определена терминология, поэтому пишу то пещеры (наверное, это не совсем правильно), то штольни, то сооружения. Позже определюсь. Пока непонятно их назначение. Многие галереи засыпаны. Работа проделана колоссальная, но для чего они предназначались – непонятно. Следов жизнедеятельности совсем не встречается. Только в «подземном городе в одном из карманов нашли истлевшие остатки плетенных травяных циновок ? мешков? И следы костра. В подземном городе интересная галерея – уходящая под уклон 15-20 гр, хорошо утрамбованная почва, трапециевидные крепежи.
Недалеко, в десятке метров от объекта «Ч» (его обнаружила Елена Черникова, участница 6-й экспедиции) находится интересное, чисто в японском духе сооружение, - объемная трапеция (510 на 120 см), стенки из сцементированных камней, со стороны правого склона по нашему движению укреплена светлая плита в виде таблички (42 на 26 см).
В 17. 40 двинулись в обратный путь по дебрям. Доехали до аэродрома на тележке. Обмерили 1 «загон» для самолетов (эскарп?? – опять терминология!!), уточнить надо как он правильно называется. Насчитали их шесть, а затем в другом ракурсе, с другой точки обзора – 11, предназначались они для бомбардировщиков. И там же нашли котел для японской кухни, треснутый, но очень интересный. По диаметру соответствует тем печам, которые уже измерили на 2-м объекте (надо будет ему дать название), около «подземного города» и в доте в б. Айну.

Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Мы, с Е. М. поехали посмотреть одну ложбину. По лощине шли: Е. М. по низу, я по траншее, которая справа по лощине. Траншея шла по длине всей лощины, сначала траншея глубокая и карманы в склоне частые, потом траншея стала менее глубокой, карманы стали реже, затем траншея стала совсем мелкая, и карманы исчезли. Спустилась со склона и пошла по руслу ручья. Русло кстати своеобразное, мы такое встретили, когда на вулкан ходили. Вроде ниоткуда сильный поток начинается – на снежные потоки непохоже, так как не по всей длине, и начинается не со склона. Обыкновенная ложбина и внезапно появляется русло ручья, причем видно по почве, что ручей бурный, как будто из-под земли начинается. но ручья и вообще воды в обоих ручьях не было.
По лощине вышла к морю, к обрыву. А там Е. М. нашел керамические трубы. Их вымыла волна цунами. Видно вход и выход этих труб. Видимо, был сброс воды, но какой, и откуда – пока не знаем. Керамические трубы не так уж часто и встречаются – горячая вода?, канализация?, и вообще, зачем на боковом склоне траншея? Может быть для передвижения, А зачем карманы? Берег мало подходит для высадки - сплошные огромные камни. Но даже если десант, то широкая ложбина – бывшая дорога, и нет никаких сооружений, кроме траншеи. На краю ложбины, на скале виден дот, амбразура, вход как всегда выше по склону.
Изображение
Изображение
Изображение
После обеда отправились на «госпиталь». Тележка повезла скарб, а мы пошли пешком.
События спрессовывают время, и день как будто не 24 час, а больше. Начала я описывать этот день, пропустив часть утра. А утром мы пошли измерять и описывать дизельные станции. Одна – недалеко от заставы, вернее все это входило когда-то в территорию заставы. Огромное мощное сооружение с бронированными тремя дверьми и окнами.
Завтра уже неделя как мы на острове. Уже много кое чего увидели. Была мощная развитая инфраструктура. Просматриваются основные узлы обороны – ПТН, аэродром, а вокруг все укрепления, казармы, укрепляли все бухточки, подходы, берега. Укрепления на берегу строили, очевидно, в 1942-1943, а глубже – в 1943-44 гг. Но это предположения по аналогиям из литературы. Укрепления мощные.
Ориентироваться на острове может только Е.М. «Госпиталь», куда мы отправились, так Е. М. называет место, где в ранних экспедициях нашли «секретные бачки», которые до сих пор не можем определить, для каких целей они использовались. Взяли одну печку.
Очевидно, там, где мы сегодня ходили, был жилой комплекс. Множество крупных углублений - ям, казарм соединенных и несоединенных траншеями. Несколько ниш нашли, обложенных по стенкам каменными стенками. Ниши квадратные, а подходы как коридоры, но невысокие и выглядят красиво, камни просто сложенные, поросшие мхом.
Уже собрались уходить, покричали всех и наткнулись на Вадима, который тихо сидел перед раскопанной ямой с интереснейшими находками. Он нашел очки, пластиковый пакет от документов. Роман подошел первым к раскопу и прямо наверху раскопанной земли увидел медальку – рассмотрели ее, на аверсе – книг, чаша с огнем, лавровая ветка, звезда, на реверсе – иероглифы. Все дружно обступили это место и начали потихоньку раскапывать. Очень много банок, следы костра, древесный уголь. Предположили, что перед сдачей в плен, японцы зарывали свои личные вещи, кое что сжигали. Нашли: витой шнур, похожий на нашивку на мундир, карандашные стержни, две замечательный чашечки, непохожие на те, которые у нас на выставке, графит, карандаши, плоские камни с ободком, что-то похожее на ластик? Печати?
Изображение
Изображение

Привезли в бухту нашего художника, Вадима. Он пока ошалевший ходит, смотрит, и судя по всему у него каша в голове от впечатлений. Сегодня поехал в бухту рисовать. А мы потом пошли в дот с колпаком, который тоже в прошлом году видели.. Затем спустились на берег, на склоне обнаружили щель, предположили, что сюда подвозили боеприпасы небольшие, для пулемета, миномета, винтовок, т. к. с щели подходит довольно широкая дорога. Все описания и мои художества-чертежи будут прилагаться отдельно. Другую тетрадь, с чертежами и размерами, сразу можно будет в музей сдавать. Эту тетрадь пишу в полном комфорте – печка топится, по соседству ведутся умные разговоры по планам и съемкам Матуа, а я спокойно пишу при свете. В другая тетрадь ведется в тяжелых полевых условиях. Дождь, морось сыпет, ветер рвет страницы, грязные мокрые рукава,…
Пройдя по берегу, где в прошлом году только посмотрели с крыши дота с колпаком, лишний раз убеждаешься в огромных масштабах работы и в мощности укреплений. Мощнейшие перекрытия, амбразуры расположены так, что с моря только с определенных точек можно увидеть. Тоннели-штольни длиннейшие, - выработанные в камне, в породе, перекрытия от 20 см. Цунами немного нам помогло, открыло нижние амбразуры.
Вопросов возникает много: почему следов казарм довольно много, но кроме вещей из объекта «Б» (так назвали кучу, разрытую Вадимом) более-менее бытовых – белый керамический краник, ничего нигде нет. По всему острову встречаются крупные гильзы – а где орудия? Где крупная техника, для которой строили множество дорог. Сегодняшняя щель, по нашему предположению склад, но отверстие небольшое, я с трудом проползла туда в рыбацком костюме. Для передачи снарядов, мне кажется, оно должно быть пошире.
На берегу, недалеко от этих укреплений и 3-хэтажного дота увидели мощную броневую защиту, а вверху взорванный дот. Если она оттуда, то должно быть орудие. Не остров, а сплошная загадка.

Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
С утра Е.М., Андрей и я пошли на ПТН. Е.М. и Андрей решали, где можно копать на ПТНе
На ПТН ведет деревянная еще японская лестница, наверху остатки укреплений по периметру, но не очень выразительных – круглые доты с тремя амбразурами (как в б. Айну). Спустились по дороге, вроде бы нашли место, где может быть что-то вроде входа, осыпь с большими камнями. Предположили – что возможно где-то сверху был вход, или объект – его взорвали и осталась осыпь.
Мы, Вадим, Е. М. и я поехали к «Херрингу». Вадим - рисовать, а мы – дальше описывать укрепления на берегу. Вышли к «Херрингу», описали много объектов, среди которых было несколько новых – новые доты, входы. Даже те, которые были известны, мы нанесли высоту над уровнем моря, координаты по GPS. Поднявшись от последнего дота на берегу, заваленного как всегда, на кромке видели два необычных объекта, сначала первый, затем второй. Е. М. предположил, что на этих объектах стояла крупная артиллерия, углы обстрела соответствуют направлению места гибели «Херринга». Он предположил, что именно из этих орудий могли уничтожить SS-233. До нахождения этих объектов было непонятно, из каких орудий могли попасть в «Херринга». Назвали их «Смерть Херринга – 1» и «Смерть Херринга – 2». Все эти объекты описаны в отдельной тетради. Вот дома предстоит работа, все перепечатывать, описывать объекты и перерисовывать четрежи. Но картина укреплений довольно полная получается.
Дошли до м. Юрлова – красивое место, скалы потрясающая. Описали последнюю «казарму» и отправились в лагерь. Последний дот, который мы нашли, оказался очень интересным, тем, что, судя по всему, в ней никто не бывал. Очень небольшая амбразура, вход как всегда завален, я туда пролезла. Под амбразурой – две крупных балки по станину, дальше хорошо сохранившаяся дверь с двумя круглыми стеклами, остатки самодельной печки из какого-то ведра и комната, обитая кровельным железом. Там нашла ящик, вернее четыре стенки без крышки и дна, с деревянной петлей и веревкой – для снарядов. А на стенке иероглифы. Конечно взяли этот ящик.. В доте кроме ящика ничего не было, хотя и не видно, чтобы там кто-то был. А на входе как всегда осыпь – то ли взрыв, то ли естественное осыпание. Выходы, т. е амбразуры есть везде, а входов нет.
Но день очень продуктивный. Если на ПТН ничего не найдут, все равно отсутствие результата – это тоже результат. А ПТН, искусственная или естественная, это, мне кажется, и не столь важно. Главное – линия обороны вокруг мощная, значит чего-то охраняли, и внутри что-то должно быть. Будем смотреть дальше!!! (выполняю указание начальника экспедиции – поставить три восклицательных знака)
Изображение
Изображение
Изображение
Подошли к скалам в отлив, бухточка вся мелкая, дно совершенно плоское, как рукотворное. Скалы суровые и красивые.
Попрыгали по скалами сразу увидели несколько новых дотов и отверстий. Вадим показал увиденный вчера им дот на скале, он виден только с противоположной стороны, а мы вчера пошли от больших дотов к переходу от второго дота, а потом – к доту наблюдения, и на скалы не ходили.
Сегодня начали с полуострова. Обошли все скалы. Все занесли в рабочие измерительно-чертежную тетрадь. Предстоит работа их приводить в порядок. Записываю на ходу, еще пытаюсь рисовать, а из меня художник тот еще, потом иногда сама не понимаю, что написала, а чертежи приходится иногда совместными усилиями приводить в должный вид. Буду потом восстанавливать. Сейчас пока еще помню и то иногда трудно восстановить.
Несколько типов дотов уже вырисовывается, но получается, что одинаковых почти нет. Линия обороны у м. Юрлова и в б. Задержания очень мощная и прикрывает аэродром.
На берегу описали самый пока мощный дот – перекрытие 2 м толщиной, и опять непохожий ни на какой другой. Вдоль крутого берега идет траншея, везде гнезда, есть мощные эскарпы для тяжелых орудий, и все это направлено в сторону моря.

Изображение
Изображение Япона-сортир \походный наверное\ однако....

Результаты этого дня. Мужчины нашли дверь в ПТН – дерево, брус, но копать дальше нельзя, очень идет сильно осыпание сверху. Завтра вход законсервируют и поищут еще входы. Даже если сопка естественная, то там точно находилось какое-то производство.
Мы описали несколько совершенно новых объекта. Посмотрела сегодня тетради. Начали точки фиксировать с 67-й (до этого объектов 7-8 просто писали координаты.) – учимся прямо на ходу, а сегодня поставили 176 точку.
Смотрели аэродромную оборону – впечатляет. После соединения всех данных будет все эффектно выглядеть.
Многие помещения не можем объяснить для чего они.
Нашли насосоную, похожую на ту, что видели у большой казармы на м. Юрлова.
Нашли в одном месте аэродромного желоба трубы. Их две, располагаются друг над другом, впечатление, что циркуляция воды шла в двух направлениях. К ним под прямым углом подходит бетонная труба большего диаметра вся в сквозных отверстиях. Предположили, что для дренажа, но тогда зачем чугунные трубы, да еще две??
Мерили ангары-склады с красивой высокой каменно-цементной кладкой у входа. Огромные помещения со столбами бетонными в центре. На двух столбах обнаружили японские надписи.
Измерили аэродром – ширину, длину. Ветер такой, что, кажется, все мозги выдует.

Изображение
Поехали мы сначала отвезти Вадима в б. Айну, и там заодно по пути осмотреть Лапшедоты, обнаруженные в прошлом году Лапшовым. Как почти все доты они расположены на склоне, продрались через ольху, в гору. Доты мощнейшие, Е.М. предположил, что и они могли попасть в «Херринг», по пути к машине обнаружили еще один дот, совершенно необычной формы. Надо сказать, что одинаковых дотов, кроме кругленьких, нет совсем. И у некоторых конструкции усложненные.
После б. Айну, уже немного умотанные отправились в б. Аэродромную описывать берег. Доехали до вчерашнего сооружения с косыми выносами, пошли дальше пешком, спустились у мареографа, и повернули направо – для нас в начало бухты. Как какая-то тренировка – вверх-вниз, вверх-вниз. Только поднимемся наверх, а внизу появляется дот – под разными углами видны разные доты. Но описали всю бухту и надеюсь, что ничего не пропустили. Дошли до самого крайнего и оказалось очень уж противного дота. Склон крутой - сначала грязь с песком, потом ольха, лопухи – подошли, а там нечего смотреть, дот и дот, ничего оригинального – одна амбразура и простое бетонное квадратное помещение.
Присмотревшись к заставе, где живем, пришли к мысли, что постройки некоторые японские. Все измерила, завтра лучше посмотрю. И еще кажется, увидела то место, где на фотографии Уэда сдается в плен. Это как раз около заставы. Получается, что пограничники использовали постройки японцев, где у последних был, может быть, штаб, в общем, что-то, откуда руководили. На домах обшивка досками сложного профиля, в одном из домов потолок укреплен шпунтом, как в некоторых дотах.

Все осмотрели и пришли к выводу, что на заставе располагалось командование – дома бетонные (5 около нас, три чуть подальше). В этом же блоке – дизельная, насосная, колодцы- канализационные люки, недалеко от дизельки – кухня, вокруг заставы три ПН, стоит зенитка и пушка была, которую частично вывезли в музей пограничников.
Вполне возможно, что мы ходили 14 дней по территории японского командования.
Роман и Андрей закончили копать на ПТН, вроде уже вход нашли, но стрелы экскаватора не хватает дальше копать, да еще идет осыпание сильное. А там вроде боковой коридор. Похоже на методику японцев, как и в штольнях: коридоры, коридоры, а затем круто вверх какое-нибудь ответвление и осыпь.
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение

Находили, напрыгали, налазили много километров, описали почти 200 объектов.
------------------------------
Вот такие они японские ....

_________________
Если убрать из советской истории всю ложь, совсем не обязательно останется одна правда. Может вообще ничего не остаться.


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
 Заголовок сообщения: Re: Японская фортификация
СообщениеДобавлено: 04 дек 2008, 11:54 
Не в сети
Полковник
Полковник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 авг 2007, 19:37
Сообщения: 4314
Откуда: Город-герой Киев
Эх! На самом деле, Курилы - давняя моя мечта :)
Даже маршрут приблизительно ясен... Киев - Москва - Петропавловск-Камчатский. Там вроде была контора (типа турфирмы местной), которая организовывала недельный тур по островам. С Петропавловска-Камчатского до первого острова на "вертушке", а дальше между островами морем. По островам пешком. Потом обратно "вертушкой" в Петропавловск-Камчатский ну и домой через Москву. Правда перелет туда-обратно М - П-К - М стоит на наши деньги около 3800-4000 гривен.

_________________
Memento quia pulvis est...

Не стоит иметь дело с людьми, у которых слишком гибкая совесть.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Японская фортификация
СообщениеДобавлено: 12 дек 2008, 13:22 
Не в сети
Подполковник
Подполковник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 авг 2007, 9:17
Сообщения: 2280
Откуда: Kiew
Нашел в дополнение к статье фото узкоколейного локомотива японского...
Изображение

_________________
Если убрать из советской истории всю ложь, совсем не обязательно останется одна правда. Может вообще ничего не остаться.


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
 Заголовок сообщения: Re: Японская фортификация
СообщениеДобавлено: 08 фев 2009, 11:27 
Не в сети
Призывник

Зарегистрирован: 07 фев 2009, 21:08
Сообщения: 1
Откуда: Владивосток
alex welt писал(а):
А вот насчет батареи удивительно.. Сам виноват. Не рассмотрел фото . Да и в тексте об этом ничего не говорилось...

Смотрите внимательней, я точно помню, на ссылке указывалось что батарея расположена на м.Лопатка.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Японская фортификация
СообщениеДобавлено: 08 фев 2009, 21:34 
Не в сети
Старший лейтенант
Старший лейтенант
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 дек 2007, 0:45
Сообщения: 876
Откуда: Киев
В наши дни неплохо бы такие фундаментальные тексты дополнять хоть какими-то картами, чтобы перечень объектов не сливался в голове в одну общую кашу :) Кстати, а со спутника вышеназванные острова просматриваются?

При упоминании укреплений японцев в голове первым делом всплывает алтолл Тарава (http://www.youtube.com/watch?v=4MOWLLS0_bs) и знаменитая мясорубка на его берегах, острова Иводзима и Окинава


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Японская фортификация
СообщениеДобавлено: 09 фев 2009, 12:14 
Не в сети
Старшина
Старшина

Зарегистрирован: 20 авг 2007, 9:34
Сообщения: 210
Откуда: Львів
Все тексты и фото взято с http://kurilstour.ru/ - там более широко раскривается тема Курильских островов.
Со спутника, качество фото неплохое... ну аеродром на Матуа и Парамушире Вы точно увидите =)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Японская фортификация
СообщениеДобавлено: 17 июн 2010, 16:34 
Не в сети
Лейтенант
Лейтенант
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 апр 2010, 11:59
Сообщения: 509
Откуда: Львов
На Южном Сахалине японцами в 1944-1945 гг были построены долговременные оборонительные сооружения.
Центром обороны являлся Котонский укрепрайон.

Изображение
КОТОНСКИЙ (Харамитогский) УКРЕПЛЕННЫЙ РАЙОН


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
 Заголовок сообщения: Re: Японская фортификация
СообщениеДобавлено: 30 авг 2012, 10:26 
Не в сети
Капитан
Капитан
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 07 ноя 2007, 16:46
Сообщения: 1009
Откуда: Москва
Рекомендую: http://yuripasholok.livejournal.com/1013782.html#cutid1
Юра там был сам неоднократно, вывозили танки и пр. технику для музея на Поклонной Горе,
отслеживает эту тему.
А тут немного и о ДОТах есть.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Японская фортификация
СообщениеДобавлено: 06 сен 2012, 0:49 
Не в сети
Старший лейтенант
Старший лейтенант
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 дек 2007, 0:45
Сообщения: 876
Откуда: Киев
Кирибати. Часть 2/3. Бейсо. По следам битвы при Тараве

Изображение

Изображение

Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 12 ] 

Часовой пояс: UTC + 2 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
free counters