Просматривал на днях "Вестник Юго-Западных железных дорог" за 1904 год. Наткнулся на статью об открытии на ст. Казатин водонапорной башни.
"В 1904 году окончена постройка третьей по счету на станции Казатин водонапорной башни высотой около 16 п.с., для снабжения водой как двух связанных вместе товарной и пассажирской станций, так и обширной колонии служащих. Казатин – большая узловая станция, пропускающая поезда по четырем направлениям, хотя и лежит в низкой ровной местности, но не богата водой; последняя бралась до настоящего времени из вырытых прудов, питающихся небольшой речкой Гуйвой, которая сейчас почти иссякла и обратилась в подземный ключ с весьма малым притоком воды. Пересыхавшие в жаркое время пруды доставляли немало хлопот управлению дорог для снабжения водой столь важного железнодорожного узла.
В 1899 году, когда в прудах совсем не было воды и пришлось ее доставлять с соседних станций и превратить в резервуары даже кочегарные ямы паровозного здания, категорически был поставлен вопрос о поиске более надежного и обильного источника воды. Таким источником оказалась река Раставица около станции, откуда между деревнями Журбинцы и Белиловкой на протяжении почти 12 верст на высоту до 40 сажень накачивается вода в новую башню, а оттуда разводиться уже по всей станции.
Новая башня, кроме резервуара для воды, через который в сутки может протекать свыше 150 000 ведер, имеет в нижнем этаже помещение для пожарного обоза, а над куполом – наблюдательный пост для пожарных.
Башня построена из кирпича в два цвета и имеет очень легкий вид, несмотря на свои размеры. Построена она по эскизам старшего архитектора службы пути А.В.Кобелева подрядчиком-инженером В.Я.Демченко, и обошлась около 30 000 руб.
Значительная высота башни (16 п.с. до наблюдательной будки) дает возможность видеть не только обе станции с обширными парками путей, но и далекие местности".
Вестник Юго-Западных железных дорог, 1904 год, стр. 452.
