По Артеменко в принципе все известно. Есть три протокола допросов. Один из них общедоступен на немецком в ОБД "Мемориал". Два других из документов 14-й тд и 51-го АК немцев, в принципе почти идентичны. В них Артеменко указал немцам следующее:
"При штабе Артеменко имелась специальная группа НКВД из 40 человек, которая занималась исключительно слежкой за офицерами. Она [группа] имела приказ немедленно расстреливать офицеров [не зависимо] от звания, если те были замечены в намерении сдаться или перебежать к врагу. Артеменко удалось с большим трудом отделаться от этих людей во время брожения по лесам. Он затем ждал вместе со своим сыном и несколькими другими офицерами своего штаба прихода немцев в лес, чтобы сдаться".
Т.е. Артеменко сдался в плен осознанно и добровольно, более того, склонив к этому и других. Теперь детальнее о тех, кто был этими другими.
В докладной записке начальника отдела боевой подготовки 40-й армии полковника Николая Александровича Никитина от 28 февраля 1942 г. заместителю начальника Главного управления кадров Красной Армии полковнику Свиридову подчеркивалось: «О бывшем командире 27 ск генерал-майоре Артеменко П. Д. мне известно следующее: 26 сентября 1941 г., попав в тактическое окружение в районе села Семёновка Березанского района Киевской области, он сдался в плен фашистам вместе с группой командиров и бойцов. Группа состояла из следующих лиц: сын генерал-майора Артеменко Михаил был его адъютантом, бывший начальник снабжения корпуса майор Терпугов, бывший заместитель военкома корпуса старший политрук Воронин, «сестра» Тамара, фамилии ее не знаю (всегда ездила в машине Артеменко) и 4 красноармейца – шофер и трое из личной охраны Артеменко. Причина сдачи в плен, по словам этих трусов и предателей, – бесполезность жертвовать собой и терпеть лишения, т. к. положение безвыходное, добровольная сдача в плен гарантирует жизнь».
Кстати сам полковник Никитин вышел из окружения в середине октября 1941 года с оружием и документами, вынес с собой печать штаба 27-го ск. Получил, в том числе и за это, орден Красного Знамени. В его наградном так и указано: "Его честность, преданность Родине проявились в тот момент, когда командир корпуса и другие капитулировали, он с писарем штаба заявили: "А кто честный перед Родиной - за мной" и вышел из окружения".
http://samsv.narod.ru/Div/Sd/sd348/Nikitin_NA.htmlНа фото с Артеменко и немцами, на котором присутствует женщина, запечатлены: крайний слева на первом плане - предположительно майор Терпугов Дмитрий Васильевич (после освобождения из плена получил 10 лет лагерей, лишен звания), далее та самая "сестра Тамара", сам генерал Артеменко, и с сигаретой в руке его сын Артеменко Михаил Павлович (после ВОВ жил в Рязани, где и умер в середине 1980-х).